Дым и перья премьеры
Окончание. Начало на 1-й стр.
Тем не менее некоторые местные информагентства поспешили сообщить, что на премьере «дресс-код соблюли почти все». Почти – это сильно сказано. Соблюдавших требования статусного мероприятия на открытии театра было немного. Представительницы прекрасного пола в длинных платьях были белыми воронами среди вязаных кофт, свитеров, шалей, цветных сарафанов, платьев с длинными рукавами и без таковых, в осенних сапогах и удобных туфлях на низком каблуке. Даже начальник департамента культуры края проигнорировала жесткие требования дресс-кода, прибыв на торжество в облегающем черном платье гораздо выше колен и в высоких сапогах. Между тем, как сказано в пресс-релизах, разосланных во все СМИ, в будущем требования дресс-кода будут предъявляться ко всем зрителям, кто захочет послушать оперу или посмотреть балет. Впору при театре действительно открывать прокат смокингов и коктейльных платьев. Номерки, вешалки и туалетная бумага Кстати, зрители, пришедшие на премьеру «Евгения Онегина» не по форме, впоследствии об этом не пожалели. В театре было очень холодно, так как здание не подключили к центральному отоплению. Граждане выходили из зала во время спектакля, чтобы взять в гардеробе пальто или куртку. Были и такие, кто покидал зал безвозвратно. По словам гардеробщиц, среди замерзающих зрителей были и VIP-гости. Отток публики из театра наблюдался на протяжении всего спектакля. В финале оперы в зале стояли пустыми едва ли не треть кресел. Особенно на балконе 6-го этажа, где музыку практически не было слышно, а гражданам со слабым зрением мало что видно. Воспользоваться театральным биноклем не было возможности: таковые организаторы не предусмотрели. В гардеробе театра произошло еще два курьезных случая. За несколько минут до его открытия выяснилось, что отверстия в номерках гораздо меньшего размера, чем крючки на вешалках. Когда это выяснилось, весь коллектив гардероба бросился привязывать шнурки к номеркам. Когда же в театр повалила публика, оказалось, что в гардеробе нет плечиков для верхней одежды. Конечно, дырки в номерках не того калибра, отсутствие биноклей, плечиков, а также туалетной бумаги и даже дверей в кабинках мужского туалета – все это мелочи. Но если собрать все эти мелочи в кучу вкупе с недостроенным тылом здания театра и горами брусчатки перед его парадным входом, создается впечатление, что Приморскому театру оперы и балета дали путевку в жизнь в спешке, дабы громкое открытие совпало с круглой датой, с 75-летием со дня образования Приморья. В России подобные мероприятия называют «показухой ради галочки». И на это ушло 30 миллионов бюджетных рублей? Плохое помнится долго Незапланированным апофеозом открытия театра стало появление дыма на шестом этаже. Это случилось после спектакля, как раз во время выступления губернатора перед журналистами в холле. О причинах «задымления в театре» говорят разное. Официальная причина – окурок, брошенный кем-то из сотрудников театра, неофициально народ шептался о том, что не выдержал силовой кабель… К счастью, на момент задымления зал уже был пуст и публика разъехалась. Когда раздался крик: «Срочная эвакуация! В зале задымление!» – кто-то предположил, что пожарная тревога – это элемент концепции церемонии открытия театра, разработанной постановщиком оперных спектаклей Хансом-Иохимом Фраем, приглашенным из Германии. Мало ли что креативному немцу в голову взбредет… Очаг задымления был ликвидирован в течение 15 минут. Во время его ликвидации никто из сотрудников театра не пострадал. Итак, читатель, театр открыли. Уверены, все недоделки в нем устранят. Да, со временем появится в нашем театре репертуар – и вот это главный вопрос. Когда? Когда авторы этих строк смогут прийти в кассу, купить на субботу билет на балет, а на вечер пятницы – на оперу? Через год? Два? Десять? Никаких, абсолютно никаких ответов, даже в сослагательном наклонении, на этот вопрос нет. И потому – тревожно. КСТАТИЖурналисты «В» опросили несколько человек из тех, кто побывал на открытии театра. Холод в зале, номерки, туалет без перегородок и прочее отметили все. Что же касается самого уровня оперы – напомним: приглашенный из Питера режиссер еще до открытия театра успел сказать, что публика увидит «эскиз», – то здесь оценки расходились. Не называя имен, приведем два мнения. «Дирижером остались недовольны: загнал хор в самом начале, когда пели деревенские девушки, они просто слова глотали, чтобы за музыкой угнаться.Вообще дирижер как таковой – плохой аккомпаниатор. Он вынуждает певца прогибаться под себя, под оркестр, а не аккомпанирует ему. Когда солист на авансцене, его еще слышно, чуть дальше – слышно только оркестр. Два лучших голоса – Татьяна и Ленский. Онегин пел, как говорят профи, «шубой по сцене». То есть тихо настолько, что его не везде было слышно. Сам по себе театр пока еще пустой. В нем нет уюта. Но, увы, других сегодня не строят. Хай-тек, добравшийся и до этих учреждений, диктует общий стиль: пусто, холодно, никак. И у Гергиева новая сцена такая же, к сожалению…». «Если останется тот же состав, что пел на открытии «Онегина», будет замечательно, но все понимают, что это вряд ли случится».
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Сергей КОЖИН