Бюджетные миллионы на пафос

Окончание. Начало на 1-й стр.

26 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3414 от 26 сент. 2013
6ece80cfc6a9564e834f6d3fa5726b6f.jpg Один из его самых известных проектов – ежегодный Дрезденский оперный бал, который собирает представителей культурной, деловой и политической элиты.Имена «ярких звезд», кроме солиста Виталия Ишутина, что будет петь Онегина, не названы, но в смете, представленной на заседании ЗС, обозначены их гонорары: приглашенные «звезда-дирижер» и «звезда-ведущий» обойдутся казне по 840 тыс. каждый. Аналогичные суммы надо выплатить виолончелисту, тенору, меццо-­сопрано и балетной паре. Гонорар за одно выступление у «звезды-фортепиано» – 1,2 млн руб. Но рекорды бьет «звезда-бас» – 1,6 млн руб за одно выступление. В миллион рублей обойдутся номера в гостиницах, реклама.Правда, происходящее в большом зале Приморского театра оперы и балета будет транслироваться на уличные экраны, так что зрелище смогут увидеть все желающие, причем бесплатно. Была бы погода… Кроме того, на открытие театра намерен приехать министр культуры РФ Владимир Мединский.Вообще, на Приморский театр оперы и балета в отличие, увы, от многих других учреждений культуры края деньги льются буквально рекой. Из бюджета. Обнародованные в Интернете суммы зарплат как худрука театра Антона Лубченко, так и других творческих сотрудников способны вызвать слезы счастья у актера любого из краевых театров и уж тем более сотрудников любого районного учреждения культуры. Ну хоть кому-то из служителей муз платят так, как следует: зарплата Антона Лубченко всего-­то на пару десятков тысяч рублей недотягивает до зарплаты губернатора и составляет примерно 170 тысяч рублей. Около 97 тысяч рублей получает главбух театра, зарплата солиста оркестра составляет 86 тысяч рублей. Меньше всего получают кассиры, гардеробщики, костюмеры, уборщики, рабочие, лифтеры, контролеры, машинисты сцены, кладовщики и сторожа – каждый не более 15 тысяч рублей. Однако даже эта откровенно небольшая зарплата все же выше, чем у музыкантов, к примеру, Тихоокеанского симфонического оркестра или у нетворческой части коллектива большинства краевых театров. При всем том, что уже известны такие интимные детали, как уровень зарплат, почему-то по сию пору неясно, когда же в театре начнутся ежедневные спектакли. И когда выделывать па на сцене станет местная труппа, а брать верхние ноты в оперных партиях будут не солисты из Питера, приглашенные пыль на один день в глаза пустить, а те, кто входит в оперную труппу. Ведь свой первый концерт оркестр Приморского театра оперы и балета даст не на родной сцене, а в зале Приморской краевой филармонии 6 октября. Нет, конечно, существует еще и так называемый фестиваль «Приморский ключ», в рамках которого с 28 сентября по 5 октября музыканты и певцы поедут по городам и весям края и будут петь, смущая умы зрителей, в ДК, живущих под девизом «чистенько, но бедненько». И фестиваль, и концерт – все это хорошо. А помпезное открытие – из разряда «чтоб у соседей потолок провалился», шик-­блеск-­красота – это тем более замечательно. Но у театра оперы и балета свои задачи: давать спектакли, дарить, подчеркнем, именно рядовому зрителю чудо музыки и танца. Каждый день. Это и есть актерский и режиссерский труд. Когда театр начнет выполнять эти задачи? Вот вопрос.Взмах дирижерской палочки – из ВеныРазумеется, краевые депутаты не могли не обсудить этот вопрос, особенно с учетом знаменитого «письма Шестакова», о котором мы уже говорили. Что же это за письмо?Евгений Шестаков – заслуженный деятель искусств, в течение нескольких лет работавший художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Приморского телевидения и радио, человек, уважаемый не только в творческой среде Приморья, но и России, – написал открытое письмо, в котором задал все вопросы и высказал все сомнения по поводу театра оперы и балета, возникающие у любого здравомыслящего человека.Цитата из письма Шестакова: «На официальное открытие ПТОиБ… выделено 30 млн руб… Оркестра нет. Хора нет. Балетной труппы нет. Классных вокалистов нет. Музыкальных инструментов нет. Кого показывать? Пригласить из столиц 50 артистов оркестра с инструментами, хор (50 человек), несколько вокалистов, балерин и танцовщиков, известных российских инструменталистов? Зачем обманывать возможных высоких гостей, а главное - приморцев? Зачем платить режиссеру Хансу-Йоахиму Фраю за постановку фальшивого открытия?Но лукавый опыт уже был: в конце мая намечался визит во Владивосток Медведева, к этому визиту вызвали из двух столиц около 30 артистов оркестра, подсадили местных. Это чтобы показать гостям, что оркестр есть, что он уже репетирует. Премьер не прилетел. Столичные артисты слонялись неделю по краевой столице и улетели обратно. А вместе с ними миллионы рублей в пустоту...…Хорошую труппу-то не купишь, ее надо годами, десятилетиями скрупулезно создавать. И к тому же у нас нет ни одного артиста, кто бы до этого играл в ведущих оркестрах страны. Балетная труппа ПТОиБ — на уровне хора: некому проводить конкурс, условия плохие, взяли тех, кто уже «нигде не нужен». Это мировой уровень?»Письмо Евгения Шестакова полно вопросов к художественному руководителю театра Антону Лубченко: как проводился конкурс для отбора музыкантов в оркестр, для отбора в хор? На заседании комитета ЗС ПК за Лубченко давала ответы Анна Алеко, глава департамента культуры администрации края, и, по ее утверждениям, письмо не имеет под собой никаких оснований. Хорошо бы, кабы так.Но у автора этих строк есть в электронном почтовом ящике целая переписка других деятелей приморской культуры с вице-губернатором Ириной Васильковой и с Антоном Лубченко – и все по тем же вопросам: о формировании труппы театра оперы и балета, о руководстве, о кандидатах на должность худрука.Из этой переписки явствует, что в принципе ни одно, даже разумное и логичное, предложение о сотрудничестве никого в недрах администрации края не заинтересовало. Переписка шла еще с прошлого года. Как явствует из сообщений электронных СМИ, пояснения Анны Алеко по поводу письма Шестакова в целом депутатов удовлетворили. Но сомнения остались. Впрочем, не только у депутатов. К примеру, посетители Фейсбука не могут не порадоваться бурной творческой жизни Антона Лубченко, которая протекает… вне Владивостока. Вот на днях он открывал фестиваль в Австрии, до этого был в Берлине, еще раньше – в Питере, в Москве, прилетая в город, где расположен руководимый им театр, на время визита особо статусных лиц. Хорошо, наверное, с помощью высоких технологий – ну по скайпу там или по аське – репетировать первый спектакль, премьеру даже не сезона – премьеру театра! Конечно, может быть, личное присутствие худрука за месяц до грандиозного открытия театра в городе и не требуется. Может быть, народ вообще в тонком и высоком искусстве открытия театров ничего не понимает.Но уж что­-что, а одно этот самый народ, для которого, заметьте, строился театр, понимает хорошо. Каким бы грандиозным ни было открытие, сколько «бабла» бы в него ни вбухали, это не показатель. Куда важнее то, как театр будет работать каждый день и какой уровень постановок держать. Вот где-­нибудь в декабре (или когда там начнутся регулярные спектакли?) и посмотрим, стоило ли все это 30 миллионов или хотя бы стоит режиссерской зарплаты в 170 тысяч рублей.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ