Шкодливый – значит счастливый

ОХ УЖ ЭТИ дети-непоседы! Нет с ними сладу. Только что сидел на ковре, тихонько играл в кубики, как вдруг через мгновение любимые французские духи текут по полу, недавно наклеенные обои – шелковые, безумно дорогие – изрисованы перманентным маркером или, еще хуже, случайно найденная отвертка моментально втыкается в розетку. Что делать? Уговаривать? Лупить?

25 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3413 от 25 сент. 2013
a5008c723ab1cae82ad2eab497cd91e6.jpg Бежать, хватать, трогать. Как не переборщить с мерами воздействия на маленького непоседуОбычно в арсенале родителей имеются оба варианта воздействия. Но как поступить правильно, чтобы и ребенка не изувечить, и в то же время своего добиться? И надо ли – добиваться? Об этом и многом другом мы говорили с Натальей Кравцовой, доктором психологических наук, действительным членом психотерапевтической лиги России, завкафедрой клинической психологии ТГМУ.– Наталья Александровна, с точки зрения психолога, что значит шкодливый ребенок?– Прежде всего это малыш, дошкольник. Он непослушный, вездесущий, импульсивный, произвольность его поведения еще в начале формирования. Например, появляется в поле зрения ребенка что-­то интересное, привлекающее внимание – и он полностью посвящает себя этому постороннему импульсу! При этом он сразу же забывает об инструкции, которую ему дает взрослый. Подчинение правилу – элемент произвольного поведения, а для того чтобы оно сформировалось, необходимо произвольное внимание. Непослушные более здоровы психически– Насколько индивидуален процесс формирования этих качеств?– Дети разные. Некоторые стараются быть принятыми в окружающую среду, быть социально адаптированными. Например, воспитатель говорит: положите игрушки, идем обедать. Послушные тут же идут мыть руки, но многие продолжают игру, и как раз они более здоровы психически, потому что игра для дошкольника – ведущий вид деятельности. В процессе игры у ребенка формируются и произвольное внимание, когда ребенок, осваивая новую роль, учится концентрировать внимание на выполнении ее функций, и произвольное поведение, столь необходимое ему для общения.Зачастую непослушание ребенка – это его желание завершить ролевой процесс, игру. Некоторые родители ошибочно считают, что игра – маловажное занятие. Между тем маленький человек все познает впервые, каждую минуту открывая для себя мир. Все, что он видит, он пытается пощупать, произвести какое­-либо действие – это тоже особенность возраста. Взрослые имеют опыт визуального восприятия, нам достаточно определить глазами не только цвет, форму и материал предмета, но и его объем и функциональные характеристики. Ребенку же обязательно нужно взять предмет в руки, потрогать, совершить манипуляции с ним, и для него в этот момент ничего другого в мире не существует. У малышей ясельного, садовского возраста очень большой интерес к сверстникам, их действиям и играм. Поэтому прекратить игру нескольких непосед еще сложнее психологически.Спок, будь спок!– Как же взрослым вести себя со шкодливыми детьми?– Надо учиться понимать состояние ребенка и давать распоряжение, заранее предвидя, сможет ли он это выполнить. Умный родитель скажет: «Ты доигрывай, и мы будем готовиться к ужину». Резко прерывать занятие дошкольника нельзя! Нормальный ребенок не сможет разом прекратить игру. «Упрямство» появляется в три года, в так называемый кризис трех лет, когда малыш пытается настоять на том, чтобы с ним считались. Но мы, гуманные, заявляем: «Мама знает лучше! Надо делать так!». И ломаем его волю. Между тем необходимо прислушаться к ребенку, к его желаниям и стремлениям. Это касается всего – еды, одежды и много другого. Например, у меня две внучки, совершенно разные. И то, что любит есть одна, не нравится другой. Но если мы будем по расписанию давать то, что положено, мы, скорее всего, вызовем у ребенка снижение аппетита или, еще хуже, отвращение к пище.– Неужели так важно, чтобы малыш ел именно то, что ему нравится? – Пищевое поведение ребенка – очень серьезный акт установления контакта с окружающим миром. Для новорожденного первый объект мира – это мать и ее грудь, то есть кормление, а от него зависит формирование базового доверия или недоверия к миру. Недоверие возникает, когда мама кормит по Споку, т.е. по часам. Сейчас имя этого американского педагога¬педиатра, проповедовавшего твердость и дисциплину в воспитании, в России почти забыто, и это правильно! Физиологически и психологически целесообразно кормление по требованию. Растущий организм сам знает, когда и какая ему требуется пища. Крепкие и здоровые дети легко входят в дозированный режим, а тех, кто послабее, нужно чаще прикладывать к груди, и младенец об этом заявляет криком. К этому необходимо прислушиваться так же, как позже учитывать желания ребенка.– А может быть, шкода малыш видит уступчивость взрослого и пользуется этим, когда ему идут навстречу?– Завет «идти навстречу» должен проходить красной линией через все поведение родителей. Мать должна безусловно принимать своего ребенка, даже если его поведение не отвечает нормам социума или ее ожиданиям. Шкодливый малыш – любимый малыш, ему позволяют удовлетворять потребности: познавательные, игровые, и для него это важнее, чем чистота рук. Кстати, гигиеническую процедуру можно включить в игру, тогда мытье рук станет привлекательным. – Так он и сядет на шею!..– Сядет на шею… (смеется). На мой взгляд, надо прежде всего образовывать родителей. Я сама познакомилась с возрастной психологией, будучи уже кандидатом медицинских наук и имея сына и дочь. И то, что я услышала на лекциях, было для меня откровением. Возникло чувство вины, что я многое сделала неправильно, особенно со старшим сыном. Кормила по часам, не «приучала к рукам». То есть действовала в большей мере по инструкции. В условиях такого контакта сын ощущал недостаток любви и внимания. С другой стороны, переусердствование со стороны матери, без конца кормящей его, тоже ни к чему хорошему не приведет. Да, грудничок в избытке получает то, в чем нуждается,– молоко и материнскую любовь и вырастет с доверием к миру. Он может и хочет любить, но… не способен к самостоятельной жизни. Ему всегда нужен кто-­то, кто заменит материнскую грудь, кто будет о нем заботиться и принимать за него решения. В свое время Фрейд считал, что так, не спуская с рук, нужно воспитывать девочек, чтобы они вырастали любящими, но зависимыми, ведомыми, а мальчиков растить в строгости, тогда из них получатся мужчины, добытчики. Нужно сказать еще о материнской депривации, что означает лишение матери. Это не всегда физическое ее отсутствие, как бывает у отказных детей. Бывает, и мать есть, но, несмотря на рождение малыша, она мало им занимается, например, не желает бросать свой бизнес и уже через месяц нанимает няню. Из такого младенца получится послушный, покорный человечек, потому что отсутствие матери ведет к ощущению себя как нелюбимого, а значит, недостаточно хорошего. Этот ребенок не сможет проявить свое Я, настоять на чем-­либо. При этом он склонен преувеличивать враждебность окружающего мира, и его «послушность» формируется как попытка обезопасить себя. И еще: он никогда не сможет стать креативной личностью. Под словом «креатив», ассоциирующимся со словом «творчество», обычно понимают склонность к творчеству, но этим понятие не исчерпывается. Креативный человек – тот, кто, казалось бы, в безвыходной для всех ситуации умеет сконцентрироваться и найти нестандартный выход. В этом залог успешности взрослой жизни, и это удел сильных личностей.Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха– Как же выдержать золотую середину в воспитании?– Мы, родители, должны постоянно балансировать. С одной стороны, чтобы человек был социализирован, нужно прививать нормы поведения, принятые в обществе, уже с трех лет. Но мы не имеем права называть ребенка плохим, даже если его поступки кажутся нам чудовищными! Надо быть мудрее и стараться проявить креативность. Например, дочка «без разрешения» играет мамиными ювелирными изделиями – найти им замену. Вместо золотого предложить недорогое украшение, и девочка будет счастлива играть с ним. Дорогие мобильные телефоны и прочее – убрать из поля зрения сына, заменить конструктором. Иными словами, не нужно ребенка провоцировать, оставляя ценные вещи на виду. Если, например, дошкольник замечен в воровстве (отдельная тема для разговора) – прятать деньги, не вводить его в соблазн. И запреты, наказания тут не помогут, а только оттолкнут ребенка от вас. Помню удивительные слова, их сказала одна пожилая учительница из Хабаровска: «Родители забыли, что они должны защищать своего ребенка». А ведь сколько мам и пап, услышав на школьном собрании нелицеприятное о своем чаде, тут же бегут домой задать ему ремня.Чему учит Маша?– Вопрос о роли массмедиа в воспитании детей. Многим нравится мультсериал «Маша и Медведь». Как бы вы охарактеризовали главную героиню, которую многие называют шкодой?– У нас в семье этот мультфильм под запретом. Мы все знаем хорошую сказку про Машу и медведей, но это нечто другое. Как известно, в любой сказке описывается случай, происшествие и предлагается вариант исхода, переживаемого героем. Таким образом, ребенок получает представление о какой­-либо житейской проблеме и ее решение. Каково же поведение Маши в этом мультфильме? Современная малолетняя героиня демонстрирует жестокое поведение по отношению к взрослому медведю, отсутствие сопереживания, сочувствия к нему в отличие от Маши в традиционной сказке. Взрослые-­то посмеются, а ребенок воспримет эти сюжеты как руководство к действию, потому что проживает линию героя так, как если бы это происходило с ним. – Как вам удается увести ребенка от телевизора?– Мы и не уводим. Он почти всегда выключен (улыбается). Да, приходится чем-­то жертвовать. Но зато дети знают, что есть распорядок и телевизор работает в определенные часы. Дело в том, что современные телепрограммы позволяют получать ребятам множество сильных внешних импульсов – как зрительных, так и звуковых. Проводящий много времени у телевизора дошкольник формирует свою карту мира на основании именно этих импульсов, то есть информации, исходящей с экрана телевизора. Выводы делайте сами.АНЕКДОТ В ТЕМУВ ДЕТСКОМ саду:– Дети, кого звери в лесу боятся больше всего?Малышня хором:– Машу!!