Освоение автомобиля: за каждую ошибку – шоколадку

В НАШЕМ и без того переполненном автомобилями городе ряды водителей пополняются каждый день. Большинство из них проходят обучение в автошколе, другие достают их из пыльных трюмо и проходят повторные курсы. Насколько уверенно они будут чувствовать себя на дороге, зависит от учителя – инструктора по вождению. Что это за профессия и как определить настоящего мастера своего дела, рассказывает руководитель одной из автошкол Владивостока Владимир Зубалевич.

18 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3409 от 18 сент. 2013
b1f8c5bb575a2fb31e32127fb715a55a.jpg Почему сдать экзамены на вождение в ГАИ с первого раза удается не всемВодитель – не значит учитель– Владимир Владимирович, почему вы стали инструктором по вождению? – Все началось с армии. Я был командиром автотранспортного взвода, обучал солдат вождению. С тех пор и занимаюсь этим делом – более 20 лет, а за рулем – лет 30. Хотя такой опыт вовсе не обязателен. Чтобы человека приняли на должность инструктора, достаточно трехлетнего стажа вождения и сертификата о прохождении дополнительных курсов. Их можно окончить во многих учебных заведениях – колледжах и вузах. Однако не каждый водитель может стать преподавателем. Инструктор – это не просто человек, который дает рекомендации, по сути, это учитель и во многих случаях – психолог. Присутствие опытного преподавателя по вождению позволит чувствовать себя за рулем гораздо более уверенно. Бывает, люди в восторге от учителя, случается же, что ничего не выходит. Например, распространенное среди новичков «обучение у родственника». Даже огромный водительский стаж за плечами мужа, тети либо папы не гарантирует, что вы чему-то научитесь, потому как права и стаж не дают понимания того, как научить человека. Обычно тот же родственник думает, что их подопечный и так многие вещи знает – они же «элементарные». Когда же ученик совершает ошибку, родственничек может и подзатыльник ученику дать, и прикрикнуть – чего делать категорически нельзя, потому как такие методы «преподавания» дают только обратный эффект.Автодром города не заменит– Скажите, а много ли среди инструкторов автошкол Владивостока профессионалов?– Процентам 60 из них не стоило вообще идти в профессию. Проще вспомнить тех, кто преподает нормально. Все чаще обучение проходит таким образом: после того как будущий водитель сдает теорию, он приходит на практические курсы. Инструктор дает команду «поехали» – и все. Человек теряется, он ничего не понимает – что крутить, куда нажимать. А нужно ведь в первую очередь все подробно объяснить, показать, а потом требовать. Во многих автошколах часы вождения, которые должны проходить на настоящем авто, идут на симуляторах транспортных средств. Я же категорически против такого метода и глубоко уверен, что никакой тренажер не заменит вам машину. Даже если вы будете идеально ездить на симуляторе, после того как сядете в машину, поймете, что вы абсолютный ноль.– Как вы определяете готовность ученика к прохождению аттестации в ГАИ?– Да как?.. Если он два часа ездит и не допускает грубых ошибок, то я выпускаю его. У меня есть своя система поощрений и наказаний. Например, на репетиции экзамена перед девушками ставлю условие: за каждую допущенную ошибку они съедают шоколадку. Вроде бы шутка, но действует. С мужчинами, конечно, построже.– Есть ли какие-­то различия в обучении мужчин и женщин? – Есть, но небольшие, чисто психологические. Вообще-­то нет методики, учитывающей половую принадлежность, нужно искать подход к каждому человеку отдельно. А вот в стиле вождения я вижу кое-­какие различия. На мой взгляд, женщины за рулем много отвлекаются. Так, согласно исследованиям парню нужно 7 тысяч слов в день, чтобы выговориться, девушке – 70 тысяч слов. Из десяти представителей мужского пола лишь двое-трое разговаривают по телефону за рулем, а из десяти дам только две не держат мобильный возле уха. Дальше – больше. Если сначала, только получив права, девушка берет телефон нерешительно и всего пару раз за поездку, то потом она пользуется им все увереннее, а позже и вовсе сотовый из рук не выпускает. Через год-­два выходит замуж, там уже маленький ребенок на заднем сиденье, а она по привычке болтает и тут же отвлекается на малыша. Сами понимаете, к каким последствиям приводит невнимательность.– Почему, на ваш взгляд, такие низкие показатели процента сдачи экзамена в ГАИ? – В 2011 году максимум процентов 15-20 курсантов сдавало квалификационный экзамен с первого раза. С середины 2012-го до июля этого года процент сдачи был большой – около 80 процентов. А сейчас он снова упал до 25. Может, свою лепту вносит переаттестация, может, смена кадрового состава в ГИБДД… Потому что автошколы как учили, так и учат. Почти на одном уровне. – А если честно: можно ли со знаниями, полученными в большинстве автошкол, смело отправляться на экзамен в ГИБДД?– Не всегда. Раньше, например, было 32 часа обучения. В автошколах занимались автодромной подготовкой, потом отводили четыре-пять занятий по городу, и человек выходил на экзамен в ГАИ. Сделали норму в 50 часов занятий, которые опять же «забили» автодромом, а на город оставили четыре-пять занятий. Я думаю, что надо больше ездить в режиме реального движения, причем не по заученным маршрутам, как сейчас, а по всему городу. Ассоциации автошкол не зря выступали за отмену обязательной автодромной подготовки. Нужно человеку – пускай занимается. Нет – значит нет.– А есть люди, не поддающиеся обучению вообще?– Мне такие не попадались. Бывает, что-то сложное объясняешь, и человеку кажется, что он не сможет это выполнить никогда, но после, как все растолкуешь, улыбается и говорит: на самом деле все действительно элементарно. Просто нужно правильно объяснить человеку, и неважно, женщина это или мужчина. Мужчинам проще: они с детства возятся с машинками, с велосипедами и знакомы с техникой. Но женщины быстро схватывают и заткнут за пояс многих коллег мужского пола. У меня есть свои собственные методики преподавания, которые я разрабатывал, в том числе и для школ Сахалина и Иркутска. Их суть в том, что обучение должно быть поэтапным. Например, сегодня я занимаюсь с человеком перекрестками, завтра –перестроением, не собираю все в кучу, а объясняю по отдельности. В основном все мои ученики сдают экзамены с первого раза. Мигранты, дорожные знаки и прочие беды– Как вы оцениваете движение во Владивостоке? – Как бескультурное. Не раз приходилось писать в Москву, чтобы посодействовали в наведении порядка в постановке знаков здесь. Так, 3 месяца назад меня остановил сотрудник ГИБДД за то, что я въехал под «кирпич». За данное нарушение наказание – либо лишение водительских прав, либо штраф 5 тысяч рублей. Я объясняю инспектору, что согласно знакам на данном отрезке пути мне было разрешено движение налево. Знаки противоречат друг другу. На днях было судебное заседание, на котором я доказал, что сотрудники ГИБДД не правы. Протокол отменили, знаки убрали. На Баляева до недавнего времени тоже был жуткий бардак. Со стороны Тещиного языка, например, стоял знак главной дороги. Оттуда же у нас светофор. Кто кого пропускает – непонятно. Пришлось опять же в столицу писать, так как наши органы не реагируют. Знак, кстати, поменяли. А человек, который не знает города, новичок или просто «недоучка», смотрит на наши знаки и теряется. – Верно ли утверждение, что, научившись ездить во Владивостоке, можно работать за рулем в Москве?– Думаю, верное. Если научился держаться на дороге здесь, то там по знакам ездить будет даже легче. В столице и порядка больше, и местность ровнее. – Как вы оцениваете работу общественного транспорта, на котором работают мигранты?– Здесь можно назвать цифру 50/50 – есть нормальные водители, а есть... Очень часто сталкиваюсь с ними, порой приходится учить. Вот смотри (показывает на гражданина Узбекистана, остановившего свой автобус на проезжей части): есть же место в «кармане», нет бы принять вправо, как положено, и высадить пассажиров. Но ему, видно, ПДД не писаны. В таких случаях я просто подъезжаю, становлюсь впереди него и стою – пусть меня объезжает. Он мне сигналит. Я объясняю, что мешаю ему, потому что он мне мешает. Обычно понимают, говорят, что больше не будут.– А у вас есть мечта?– Да, хочу сделать детский автогородок. Что-то подобное есть в ВОЗ «Океан», там заасфальтированы дорожки, расставлены знаки, но автомобилей детских нет. Так что если ребятня и выходит, то посмотреть на знаки да прокатиться на велосипеде. Я нашел завод, который возьмется поставлять специальные машинки – мини-байки. У меня уже составлены специальные обучающие программы. Только использовать их негде, так как не могу найти нужный участок. Мне предложили землю в лесу на Шаморовском перевале, но это неудобно, никто туда не поедет. И все же от своих планов я не отступлюсь. Представляете, как было бы здорово приводить в такой городок детей. Я рассчитываю на возраст 10-17 лет, где они бы изучали ПДД, ездили бы под контролем инструктора на настоящем автомобиле или мотоцикле. Цену планирую не поднимать больше 300 рублей за час. По сравнению со Спортивной Гаванью, где за электрическую машинку родители платят 150 рублей за 5 минут, я думаю, стоимость очень невысокая. Да и дети уже будут уверенно себя чувствовать за рулем.БЛИЦОПРОС– Любимая модель авто?– Как таковой нет– На чем ездите сами?- Nissan AD – Что для вас главное в авто?– Надежность, неприхотливость в обслуживании– Где в городе вам приятнее ездить больше всего?– По новым трассам кататься одно удовольствие– С кем легче работать – с мужчинами или женщинами?– Одинаково– Как проводите досуг?– Люблю отдых на природе, на море, в лесу– Кем мечтали стать? – Военным