Интуиция мадам Юппер

«ПРОСИМ вас не делать мадам Юппер комплиментов по поводу ее внешности и не задавать вопросов о личной жизни, она не отвечает на них», – такое вежливое предупреждение услышали журналисты перед началом пресс-конференции со звездой европейского кино Изабель Юппер. Впрочем, акулы пера уже заранее знали – на остреньком эту удивительно фотогеничную женщину не поймать.

11 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3405 от 11 сент. 2013
8dd03929ce6ed2c3dc6fe973d44aa90b.jpg Звезда европейского кино стала актрисой, посмотрев фильм «Летят журавли»Во Владивостоке Изабель Юппер провела творческую встречу, прошла по звездной дорожке, представила фильм открытия фестиваля – «Тип-Топ» Сержа Бозона. Но даже когда она улыбалась, глядя в теле– и фотокамеры, и отвечала на вопросы, незримый, но прочный барьер вокруг актрисы все равно чувствовался: мадам Юппер никого не пустит в свое личное пространство. И правильно. Хотите узнать актрису лучше – смотрите ее картины. Мадам Юппер на проходные ленты и сиюминутные проекты не разменивается. Доказательством тому – большое количество фильмов с ее участием, представленных в официальной программе Каннского кинофестиваля (16 картин!). Кроме того, она одна из четырех актрис, взявших приз за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля дважды.С «Тип-Топ» все тип-топ– Чем вас заинтересовал этот фильм?– Меня более всего привлекла личность режиссера. Первая его картина – «Франция» – мне понравилась. А сценарий «Тип-Топ» показался мне интригующим, увлекательным, необычным – в нем были оригинальность и отражение личного мира режиссера. Читала и не могла понять, какой же фильм получится. Когда я ощущаю нечто подобное, могу и отказаться, и согласиться на роль, и в данном случае счастлива, что согласилась.Должна вам сказать, что всегда ищу в режиссерах их мир, личность, особенности взгляда на мир. Я хочу работать с теми, кто снимает фильмы, похожие на себя, понимаете? И пока шли съемки «Тип-Топ», мы, актеры, понимали, что получается фильм – отражение сути Сержа Бозона. Картина вышла очень смешная, современная, показывающая Францию такой, какая она есть сейчас. Я практически ничего не меняла в диалогах и сценах, которые написал Серж Бозон. Могла бы изменить – когда стали читать сценарий с другими актерами, нам казалось, что это никогда не сыграть, но не стала. И когда начались съемки, мы поняли: все получается органично и естественно. Серж Бозон работает со строгими схемами, и вначале нам было сложно работать вместе, но в конце концов мы нашли общий язык.– Вы сказали, что изучаете внутренний мир режиссера. Как? В личных встречах, в беседах, может быть, в переписке?– Нет, все занимает не так много времени, но в то же время это не так легко объяснить. По дороге во Владивосток в самолете я читала интервью, которое Серж Бозон дал одному журналу. И там он говорит, что долго готовился к встрече со мной, а когда мы встретились, почти ничего не сказал. Это правда. Но в его молчании мне многое открылось. Нужно прислушиваться к интуиции. Я всегда смотрю предыдущие картины режиссеров и составляю по ним свое мнение, а если меня приглашают в дебютные работы, доверяю именно интуиции – и ошибок практически не делаю. Недавно снялась в трех дебютных картинах, и все они были хорошо приняты. – Вы снимались в фильмах азиатских режиссеров. Вам это интересно?– Я снялась в нескольких фильмах в Азии, в том числе в Кампучии, на Филиппинах и в Южной Корее. Я с интересом слежу за развитием кинематографа стран АТР, должна сказать, что не я одна – во Франции зрители всегда с интересом смотрят это кино. И могу сказать, что опыт работы с этими режиссерами был необычным и запоминающимся.– Михаэль Хайнеке предлагал вам роль в фильме «Забавные игры», и вы отказались, сказав, что вам страшно играть. Пожалели ли вы об этом впоследствии? И приглашал ли вас Хайнеке на ту же роль, когда через 10 лет переснимал фильм в США?– Скажу так: я начала не сниматься у него. Эта фраза звучит странно, но точно отражает суть. Михаэль пришел ко мне с предложением сняться в «Забавных играх», и я отказалась. Мне было страшно, когда читала сценарий: для меня это был теоретический и слишком натуралистический подход, который показывал механизмы жесткости на экране. И я посчитала, что в этом фильме мало места для актера и вообще для художественности. Вместо меня снялась другая актриса. И на съемки американского варианта Михаэль меня не приглашал.Не могу сказать, что пожалела, потому что Михаэль не обиделся и мы работали вместе не раз, он приглашал меня в фильмы «Пианистка», «Время волков», «Любовь»… Так что наша дружба началась именно с того, что мы не снимались вместе. – А вам приходилось самой обращаться к режиссерам, предлагать свою кандидатуру на роль?– Как все актрисы мира, я знаю, с каким режиссером хотела бы работать. И однажды, увидев картину Хана Хартли «Верь мне», я написала ему письмо. И мы потом работали вместе. Выбор значит отказ– Вы были председателем жюри Каннского фестиваля. Что самое сложное и самое легкое в этой работе? И как вам кажется, в кино ущемляются права женщин?– Дискриминация? Не знаю. Председателем жюри Канн несколько раз были женщины, а Жанна Моро – даже дважды. Что же касается трудностей в работе главы жюри… У французов есть поговорка «Выбор значит отказ», то есть, если что-­то выбираешь, ты от чего-то должен отказаться. Это и есть самое сложное: жюри не может наградить все фильмы подряд и, выбирая что-­то, от чего-то отказывается. К тому же жюри состоит из нескольких человек, очень разных, которые должны прийти к консенсусу, сделать коллективный выбор. Ну а самое приятное то, что ты находишься в центре всего того лучшего, что делается в мировом кино. Для меня это было огромное счастье и большая привилегия.– Вы в юности учили русский язык…– Да… (переходя на русский) Я гаварю па-русски. Немного. Жьдала для сказать. Я сделала одну фильму «Наводнение» с Игорь Минаев, режиссер, по одна книга Евгений Замятин. Игорь Минаев и выбрал меня на главную роль потому, что я говорю по-русски (это уже было сказано по-французски – Прим. авт.). А учить русский стала в юности, потому что люблю вашу классику. – А почему вы только один раз работали с режиссером из бывшего СССР? Вас не приглашали сниматься в России?– Увы, приглашали пока только в «Наводнение». Но я, естественно, знакома с современными российскими режиссерами и надеюсь, что буду сниматься у них. Очень люблю творчество Павла Лунгина, Сергея Лозницы.Вообще я захотела стать актрисой и по-настоящему полюбила кино после того, как посмотрела фильм Михаила Колотозова «Летят журавли». Эта лента подтолкнула меня к профессии. – Занимаетесь ли вы общественной или благотворительной деятельностью?– Практически нет, но если бы и занималась, то не афишировала бы это. Это глубоко личное. Касается только меня.