Приморье поставили в очередь

КАК и чем завлечь инвестора в край, какой поток инвестиций может обеспечить устойчивое развитие региона, а на какой можно рассчитывать уже сегодня – на все эти вопросы пытались найти ответы бизнесмены, чиновники России и стран АТР, экономисты и ученые в ходе работы Дальневосточного инвестиционного конгресса, прошедшего 6 сентября на острове Русском. Основная тема форума: «Дальний Восток: вектор инвестиционного сотрудничества в АТР».

10 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3404 от 10 сент. 2013
4bc6044a5a2c53e9d5a8add40ee2b26d.jpg В стране развернулась ожесточенная борьба за хорошего инвестораЗаявленный поначалу высокий уровень мероприятия с российской стороны должен был обеспечивать приезд куратора строек АТЭС-2012 – первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Также в числе ВИП-персон были заявлены ректор Российской академии народного хозяйства и гослужбы при президенте РФ Владимир Мау, тогда еще полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев, глава Внеш­экономбанка Владимир Дмитриев. Но не получилось. Как объяснил модератор конгресса директор центра стратегических разработок «Север-Запад» Владимир Княгинин, статусных лиц задержал проходящий в эти же дни в Санкт-Петербурге саммит G20. За неделю до конгресса на Русском ушел с поста полпреда и министра по развитию ДВФО Виктор Ишаев, а новый представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, повышенный в статусе до вице-премьера правительства, вынужден был проигнорировать мероприятие по причине личного участия в ликвидации последствий наводнений в регионах, где объявлен режим ЧС. Кстати, как отметил Княгинин, ЧС, несомненно, не только повлияла на состав участников, но и грозит урезанием госрасходов на программы развития Дальнего Востока. Например, уже идут разговоры о том, чтобы свернуть государственную программу по субсидированию авиаперевозок на Дальний Восток, отменить материнский капитал с 2016 года. Нефть, газ, лес и рыбу разбавили интеллектом Но вернемся к конгрессу. Тем более что одна из его целей – определить привлекательные отрасли и проекты для вложения именно частного капитала. На нынешней встрече ее участники, пожалуй, впервые отметили не разговоры, а реальные шаги в развитии региона не только как сырьевого. К привычному интересу иностранных партнеров к нашим ресурсам добавился новый. Игровой бизнес и рекреационно-курортные возможности Приморья – вот еще одно направление, куда уже есть охотники вложить средства. Также не остались без внимания образовательные проекты ДВФУ. Эксперты уже обсуждают: вытянет ли университет на Русском интеллектуальный вектор развития территории?Но большинство партнеров все равно видят нас как поставщиков энергетических продуктов, леса, рыбы, а потому озабочены недостаточностью развития инфраструктуры для их транзита. Как метко отметил Княгинин, зарубежные потребители уже многое сделали для обеспечения сырьем нужд роста АТР, даже подвели дороги к границам Приморья, но состояние дорожной сети, пунктов пропуска, таможенной логистики является своего рода замком, препятствующим для их вывоза. Парламентский старший вице-министр иностранных дел Японии Масадзи Мацуяма отметил, что АТР становится центром мировой экономики, отсюда и неизбежное повышение значимости российского Дальнего Востока. Мацуяма обратил внимание на растущую важность двусторонних отношений: в апреле этого года впервые за 10 лет премьер­министр Японии посетил Россию. Его сопровождало 120 представителей крупного бизнеса страны. Что их интересует? Нефть, газ и расширение транспортных возможностей.– Мы ожидаем развития партнерства в топливно-энергетическом комплексе, – заявил Масадзи Мацуяма. – Интересует прежде всего нефтегазовые проекты Сахалина, строительство завода «Владивосток-СПГ», совместная разработка руды в Восточной Сибири. Большие надежды возлагаем на Владивосток как крупный логистический центр международного значения. Ждем модернизации Транссибирской магистрали и морских портов региона. Также Масадзи Мацуяма выразил надежду на развитие сотрудничества в области образования и медицины, поскольку, по его мнению, приморская столица становится центром притяжения интеллектуального потенциала в АТР.Губернатор китайской провинции Хэйлунцзян Лу Хао был более конкретен в пожеланиях для развития сотрудничества. Хотя обычно представители КНР на официальных встречах решаются лишь на общие фразы о дальнейшем налаживании взаимовыгодных отношений, о необходимости укреплять деловые отношения и культурные связи. Но, видимо, многочасовое томление на российском пункте пропуска вынудило руководителя приграничной с Приморьем провинции высказаться без обиняков. Он предложил обратить особое внимание на создание инфраструктуры, которая бы объединяла страны, – это строительство и модернизация железных магистралей и автодорог, расширение авиамаршрутов. – Наши территории находятся рядом, но из¬за пробок на российском пункте пропуска мне пришлось 10 часов добираться сюда, на Дальневосточный инвестиционный конгресс, – недоумевал Лу Хао. – Состояние инфраструктуры играет важную роль в инвестиционной привлекательности региона. Крупный бизнес не устроит такие условия.Несмотря на логистические сложности, губернатор Лу Хао отметил, что он считает Приморье одним из самых привлекательных для сотрудничества регионов в ДВФО, и призвал объединить финансовые, человеческие и сырьевые ресурсы сопредельных территорий для повышения конкурентоспособности регионального продукта. – Ресурсы Дальнего Востока богаты и разнообразны, но сокращение населения минимизирует эти преимущества, – считает Лу Хао. – Надо создавать совместные предприятия по переработке, освоению природных ресурсов на территории региона, чтобы поставлять готовые продукты или полуфабрикаты для дальнейшей обработки на рынки Японии, Южной Кореи или стран Европы.Обнадеживающие перспективы для Дальнего Востока в плане развития отношений со странами АТР видит специальный посланник президента Всемирного банка Махмуд Мохеилдин.– Мы видим: в дальневосточных регионах экспорт утроился, импорт возрос в шесть раз, – заявил Махмуд Мохеилдин. – Это говорит об активной интеграции России в Азиатско-­Тихоокеанский регион. Мы определили, какие позиции РФ на Тихом океане необходимо усилить для дальнейшего развития процессов сотрудничества. В фокусе внимания Всемирного банка – развитие портов и припортовых территорий, модернизация коммунальной инфраструктуры, а также природоохранные проекты.Фишки станут альтернативой Не зацикливаться на сырьевой направленности территории призвал приморцев председатель совета директоров и исполнительный директор Melco International Development Limited Лоуренс Хо. Компания специализируется на игорном и развлекательном бизнесе в Гонконге, Макао. По мнению господина Хо, экономика РФ слишком полагается на природные ресурсы. А ведь немалые доходы способен приносить и сервис – туризм например. Глава Melco в числе преимуществ Приморья называет наличие свободной земли. Если ее еще и оснастить соответствующей инфраструктурой, то ее ценность возрастет многократно. К словам господина Хо стоит прислушаться: он входит в сотню самых влиятельных людей Азиатско-­Тихоокеанского региона (по версии журнала «Asiamoney» в 2007 г.).– Приморье очень перспективно как игорная, развлекательная и рекреационная зона, – считает Лоуренс Хо. – Японцы, китайцы будут ориентированы на Владивосток – он их привлекает своим европейским стилем. К тому же город развивается. По сравнению с тем, что было два года назад, столица Приморья заметно похорошела. Слова Лоуренса Хо не расходятся с делом: Melco Group намерена вложить в интегрированный развлекательный курорт «Приморье» 700 миллионов долларов.– Реализация данного проекта уже началась, сегодня мы работаем с инвестором по развитию инфраструктуры игорной зоны, строительству дорог и инженерных коммуникаций. За девять месяцев надо закончить все работы к запуску гостиницы, – сообщил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.На площадках конгресса он подробно рассказал, чем край намерен привлечь инвестора. Все предложения были услышаны, все учтены. Главное, по мнению Владимира Миклушевского, – это создание транспортных коридоров, по которым транзитный груз пойдет из стран АТР в Европу, а также совершенствование морских, автомобильных пунктов пропуска, расширение пропускной способности железнодорожной сети, повышение транспортной доступности других регионов, обеспечение роста производительности труда.– Мы пытаемся создать индустриальные парки по примеру Калужской области (8 лет назад там выделили и оборудовали необходимой коммуникацией площадки, на которых были организованы и сейчас успешно работают автосборочные и другие производства. – Прим. авт.), – заявил губернатор. – Планируется пять площадок со всей инженерной инфраструктурой: для промышленного производства, агропарк, строительный кластер, рыбный кластер, игорная зона (интегрированный развлекательный курорт «Приморье»). Последнему уделяется большое внимание: ждем увеличения турпотока до 12 млн человек через 5-7 лет. В регион вложили еще на один АТЭС? Что касается отечественного инвестора, привлекать которого к внутренним проектам призывает президент Владимир Путин, то за него также предстоит борьба. Не менее ожесточенная, чем за иноземного капиталиста. В связи с этим интересно было ознакомиться с позицией по выбору проектов для финансирования одного из крупнейших российских инвесторов – Внешэкономбанка. На Дальневосточном инвестиционном конгрессе ее озвучила заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева. Банк рассматривает инвестиционные заявки на сумму свыше двух млрд рублей. Дальний Восток, по словам Макиевой, в зоне особого внимания. Специалисты банка считают, что здесь необходимы именно комплексные инвестиции.– Мы считаем необходимым одновременно инвестировать во все конкурентные преимущества региона – это промышленный, научный и образовательный потенциал. Но в приоритете для нас – снять инфраструктурные ограничения. Поэтому основным проектом для нас станет транспортный. По информации Ирины Макиевой, на сегодняшний день в стране около 400 инвестиционных площадок, которые ждут своих лучших инвесторов. И за них Приморью придется еще побороться. В том числе тщательно проработанными проектами.– На часто задаваемый вопрос, хватит ли денег на все проекты, который предложит Дальний Восток, отвечу: деньги мы найдем на все. Сейчас в регионе реализуется или находится на стадии рассмотрения 19 предложений, стоимость которых составляет порядка 470 млрд рублей. Чтобы было понятней: это 13 тыс. новых рабочих мест и порядка 4 тыс. сохраненных, – заявила Ирина Макиева.Она напомнила регионам: критерием по привлечению частного капитала служат не только дружелюбный формат работы с бизнесом, не только инфраструктурные условия, но и хорошо продуманные предложения, которые предполагают использование и собственных – региональных, муниципальных – средств, а не только банковские кредиты.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»