Правильный старт
За последние пять лет число дошкольников во Владивостоке выросло на 4,5 тысячи человек. И сегодня в столице Приморья более 21 тысячи малышей.
От современных детских садов до университета международного уровняЦифры замечательные не только потому, что демонстрируют демографический подъем, но и потому, что рост рождаемости – показатель экономической стабильности. Однако увеличение детворы в нашем городе предполагает создание максимально комфортных условий для эффективного образования подрастающего поколения. Причем именно непрерывного образования – начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. Детским садам, то есть начальной ступени многоуровневого образования, город уделяет особое внимание, поскольку именно здесь закладывают стремление получать знания, умение пользоваться полученными навыками, без которых не обойтись ни в школе, ни в университете.– Дошкольный возраст – уникальный период. В это время процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. То есть ребенку необходимо прикоснуться к предмету, получить представление о нем, только тогда малыш им заинтересуется и начнет самостоятельно искать ответы на свои вопросы, – рассказывает руководитель методического центра педагогов дошкольного образования, заведующая Центром развития ребенка – детским садом № 39 «Дельфиненок» Светлана Панферова. – В нашем детском саду мы используем программы нового направления, которые соответствуют новым государственным федеральным стандартам и направлены на развитие у детей исследовательской деятельности, на умение добывать знания самостоятельно, делать открытия. И, конечно, демонстрировать полученный результат, например в формате проектов. Для этого на уровне своего сада мы организуем выставки, участвуем и в городских, и во всероссийских конкурсах. Какая связь между творчеством наших малышей и школой и уж тем более вузом? Так тут все просто: дети, получив какие-то знания, навыки и опыт, несут их в школу. В частности, наши дети знают, где можно добыть определенные знания, получить ответы на вопросы – ребятам будет легче адаптироваться к школьной жизни. Им нет нужды перекладывать свои заботы на учителей, а чаще всего на родителей (ведь не секрет, что порой проектные работы в начальной школе – это результат работы не учеников, а их пап или мам), поскольку они знакомы со справочной литературой, энциклопедиями. И что немаловажно, дети уже получили начальные знания по оформлению результатов своего труда. Для примера: в нашем саду детишки логопедической группы своими силами создали мультфильм, с которым мы вышли на фестиваль педагогических инноваций, организованный администрацией города. Во Владивостоке реконструируются и строятся детские сады, в которых созданы максимально комфортные условия.– Если в дошкольном учреждении есть возможности для творчества и обучения, то профессиональный педагог непременно воспользуется ими, чтобы ребенок получил качественное образование. Если же есть знания и умения, но нет возможностей их передать, то какой смысл в даже самых продвинутых программах? – задается вопросом Светлана Витальевна. – Здорово, что Владивосток обращает серьезное внимание на подобные вещи, и если строит детский сад, то в соответствии со всеми нормами, а оборудование и игрушки, которыми оснащены детсады, соответствуют требованиям современного образования.Связь же вуза и школы в процессе непрерывного образования более очевидна и выражается, как правило, в привлечении вузовских преподавателей к работе со школьниками.В частности, гимназия №1 привлекает преподавателей ДВФУ к научно-исследовательской деятельности учеников старших классов: например, в качестве экспертов, членов жюри при проведении научных конференций. А также в качестве руководителей научно-исследовательских работ учеников. Цель такого единения средней и высшей школ – более сильная профильная подготовка старшеклассников, которые в большинстве своем уже определились в своих интересах. Как результат: в числе учащихся гимназии – призеры всероссийских олимпиад. Задача, которую поставила перед собой школа, налаживая сотрудничество с преподавательским составом вуза, по словам заместителя директора по научно-методической работе Ларисы Букиной, – расширение научных горизонтов, создание возможностей для реализации творческих, научных амбиций учеников и, наконец, для осуществления непрерывного процесса обучения.
Автор:
Лика ТКАЧЕНКО