Как мой прадед Владивосток защитил
ЛИЦА Владивостока – это люди, которые его создавали. И защищали. Я хочу написать о своем прадеде Владимире Сергеевиче Косаренко, а если точнее – об одном эпизоде из его жизни.
Владимир Косаренко – коренной житель Владивостока, родился 28 июля 1914 года. Окончил мореходное училище (ныне –Морской государственный университет имени Невельского). Он был участником «огненных рейсов», за участие в них награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За трудовую доблесть». За участие в арктических рейсах в Северном Ледовитом океане награжден орденом Трудового Красного Знамени.Это случилось 18 августа 1945 года. Прадед служил 3-м механиком в машинном отделении танкера «Таганрог», который доставлял во Владивосток из Америки жидкое топливо – керосин для кораблей базы Тихоокеанского флота. «Таганрог» – это судно Дальневосточного морского пароходства, построенное в США (родное название Beacon Rock) в 1943 году в переданный в СССР по ленд-лизу в 1944-м г. Во время войны на нем было установлено артиллерийское вооружение – две пушки и шесть пулеметов «Эрликон».Стреляли ли из них во время опасных «огненных рейсов» в Америку, не знаю, а вот дома, в порту Владивосток, им пришлось поработать на славу.После слива нефтепродуктов «Таганрог» встал на рейд в районе нефтебазы на Первой Речке. Поблизости на якорях стояли танкеры «Батуми», «Апшерон» и другие.В полдень 18 августа 1945 года члены команды танкера вахтенный матрос Росляков и военный краснофлотец Кулик заметили между облаками с правого борта самолет с иностранными опознавательными знаками, летящий на большой скорости. По сигналу боевой тревоги моряки немедленно заняли свои боевые посты у орудий и зениток. Самолет быстро развернулся и улетел в сторону станции Океанская, но вскоре полетел в обратном направлении над Амурским заливом, к Первореченской долине, в район железнодорожного депо. Затем резко развернулся и взял курс на суда, стоящие на рейде нефтебазы.Примерно на расстоянии километра от «Таганрога» с самолета был открыт пулеметный огонь, но очередь прошла мимо. Самолет свечой взмыл в небо. Набрав высоту и развернувшись, снова пошел на танкер. Не долетев несколько сотен метров, летчик вновь открыл огонь по судну.По команде военного помощника капитана Бурмистрова боевые расчеты открыли заградительный огонь из зенитных пулеметов. Меткая очередь из пулемета «Эрликон» сразила самолет, и он, охваченный пламенем, рухнул в воду недалеко, в нескольких десятках метров от танкера.Как рассказывал прадед, расстояние было настолько небольшим, что, падая, самолет перебил своим крылом одну из радиоантенн, натянутых между мачтами «Таганрога». Из бензобаков самолета в море вылилось горючее. На поверхности воды появилось большое огненное поле, угрожающее танкеру, стоявшему на рейде с танками, полными бензиновых паров.В этот момент отлично проявил себя весь экипаж «Таганрога». Так, палубная команда мощными струями воды из четырех пожарных шлангов сдерживала подступы огня к борту. Неоценимый вклад внесла машинная команда. На вахте стоял 3-й механик Владимир Косаренко – мой прадед. Он немедленно запустил главный двигатель машины, что позволило танкеру быстро выбрать якоря и отойти от огненного пятна.Так команда «Таганрог» отвела беду от Владивостока в полном смысле этого слова. Если бы взорвался танкер, то вслед за ним взлетели бы на воздух другие суда, нефтебаза, паровозное депо, разные строения, в том числе и жилые.Как вспоминает моя бабушка, его дочь Маргарита Владимировна: «Мой отец пришел домой после вахты на пятый день усталый, счастливый, но поседевший. А ведь ему тогда было всего 30 лет. Домой в доказательство, принес кусок металла и толстого стекла от кабины сбитого самолета».Долго разбирались компетентные органы, чей самолет сбили «таганрогцы», почему без приказа свыше, как мог японский самолет оказаться на территории нашего государства, почему не заметили его части ПВО. После разбирательства этих и других вопросов были высоко оценены действия моряков. Многие из них были удостоены высоких государственных наград. Прадед получил медаль «За отвагу!».
Автор:
Егор ШАЛАУМОВ, ученик 7 «Г» класса гимназии города Краснодара