Без бумажки больше не букашка

ВЕРХОВНЫЙ суд России взял под защиту обиженных и оскорбленных в лучших чувствах автомобилистов. Наконец-то принято долгожданное постановление, настолько защищающее права потребителей, что уже вызвало некоторую тревогу в страховом сообществе.

31 июль 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3381 от 31 июль 2013
42d02076f946b55eaba49f03c0b9ac3d.jpg Если документы остались в угнанной машине, это не повод отказать в страховкеУ страховщиков стало гораздо меньше поводов для отказа клиенту. Так, например, придется возмещать утрату товарной стоимости автомобиля. Как следует из документа, царапины и даже небольшие вмятины, полученные при ДТП, относятся к реальному ущербу наряду с серьезными поломками авто. Ранее платить «жадным» водилам за любую царапину на машине страховщики не хотели – ездит транспортное средство и ладно, а столь мизерное повреждение вовсе не смертельно. Теперь же в возмещении товарной стоимости четырехколесного друга отказать не имеют права. Придется страховщику выплачивать компенсацию и за поврежденный в ДТП автомобиль, если за рулем был человек, не вписанный в страховой полис.Ну и наиболее животрепещущая для большинства автовладельцев новость: отныне страховая компания не вправе отказать в возмещении затрат человеку, забывшему в угнанной машине ключи и документы. Ведь заплатить страховой компании он не забыл, а это главное. Ранее было так: если человек по забывчивости или по каким-то иным обстоятельствам оставлял документы в транспортном средстве, которое угнали, то страховые компании отказывали в выплате по страховке. Мол, сами виноваты, сами и разбирайтесь. Тем более, аргументировали они, хищение автомобиля с нужными бумагами в бардачке, вполне возможно, мнимое. И тогда автовладелец не только втихаря продаст авто, но еще и получит с несчастных страховщиков деньги. В правилах договора КАСКО практически у всех страховых компаний случай угона автомобиля с документами являлся нестраховым. Пока страховщики пребывают в шоке, а автомобилисты в эйфории, попробуем разобраться с ситуацией.За все заплачено, но вы мошенник– Около четырех лет назад я попал в интереснейшую, но печальнейшую историю, главными героями которой были я, страховая компания и мой без вести пропавший автомобиль, –рассказывает индивидуальный предприниматель Владимир Петренко. – Приехав по делам во Владивосток из Спасска на автомобиле «Лексус», решил по ходу дела заскочить в магазин парфюмерии и косметики, чтобы выбрать жене подарок на 8 Марта. Автомобиль поставил в нескольких десятках метров от краевой администрации, где недалеко и пост ГАИ. Вернувшись через полчаса, я обнаружил, что машина пропала. Еще не совсем понимая, что произошло, подошел к дорожным инспекторам с вопросом, не знают ли они, на какую штрафстоянку увезли мой автомобиль. Мне объяснили: эвакуаторы здесь не работали. И тут только до меня дошло, что машину похитили. С сотрудниками ГАИ мы просмотрели записи видеокамер и обнаружили: «Лексус» был угнан каким­-то умником буквально за 1,5 минуты. Мне пришлось писать заявление об угоне.Подал документы в компанию, где была застрахована моя машина. Через неделю мне в Спасск позвонил следователь и приказал срочно ехать во Владивосток. Как оказалось, страховая компания заявила, что я сам у себя угнал автомобиль, и попросила разобраться с этим «мутным» делом. Сотрудники ГАИ, прекрасно понимая положение вещей, посоветовали обратиться в суд.Юристы страховой компании давили на то, что я оставил в авто свидетельство о регистрации машины и не представил им полный пакет документов. Я же стоял на своем: ни в чем не виноват и требую выплатить мне страховую компенсацию. Проиграв три суда, компания все равно упрямилась, однако не стала подавать еще одну апелляцию и все-­таки выплатила мне деньги. Тем более что ранее Высший арбитражный суд Москвы рассматривал дело девушки­-автомобилистки, забывшей в машине не только документы, но и ключи в замке зажигания, и решение было принято не в пользу страховщиков. Моя судебная тяжба продолжалась 10 месяцев. При этом выплатили мне сумму, за которую я приобрел «Лексус» в Америке, то есть без учета расходов таможенной пошлины и стоимости доставки по России. Более того, они не хотели и эти деньги выплачивать, хотя, когда авто страховали, были согласны с тем, что оно стоит именно столько. Учли и издержки эксплуатации машины – за каждый месяц по 1,7 процента от страховой суммы. В результате за автомобиль, приобретенный за 1,5 млн рублей, я получил 1,36 млн рублей компенсации.Конечно, я и дальше буду сотрудничать со страховщиками, но уже с другой компанией. Обидно то, что целых 5 лет я исправно платил все взносы. Причем не за одно авто – у меня несколько машин было застраховано в этой фирме, при этом ни разу не возникало каких­-либо страховых случаев. А они отнеслись ко мне как к мошеннику и вору… Так что теперь компания потеряла весьма прибыльного клиента и осталась ни с чем. Закон принят очень даже правильно.Хотели как лучше… Однако далеко не все так оптимистичны. Специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что постановление пойдет на благо нашим автовладельцам. Другие считают, что, кроме повышения стоимости страховых полисов, ничего не изменится.– В цивилизованной стране введение подобных норм было бы правильным, – говорит председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Кузнецов. – Но у нас ситуация пойдет по другому пути. Компании, естественно, поднимут стоимость страховки. А не совсем честные люди этими страховыми случаями будут пользоваться. В лихие 90-е подобное было очень даже популярным: увидев маленькую трещинку на лобовом стекле, автомобилисты полностью разбивали «лобовуху», чтобы получить страховую выплату. Позже это безобразие прекратилось: агенты стали выплачивать гораздо меньше средств в таких случаях.Вполне понятно, что владельцы автомобилей будут активно заключать договоры по КАСКО. Но руководители страховых компаний и тут своего не упустят – пересмотрят условия страховки и найдут массу отговорок, чтобы средства не возмещать. И опять пойдут споры, судебные разбирательства… В итоге мы вернемся к тому, с чего начали. Страховка станет дороже– То, что Верховный суд полностью встал на сторону страхователя, оказалось для нас весьма неожиданным, – уверяет генеральный директор компании «Страховое агентство Бирюков и партнеры» Сергей Бирюков. – Эти судебные прецеденты вызвали понятное удовлетворение у страхователей и соответствующее недоумение у страховщиков. Действительно, если такие решения суда лягут в основу страховых споров, это серьезно укрепит позицию клиентов.С одной стороны, понятно желание государства навести порядок в страховании. Однако столь кардинальные меры выглядят больше односторонним воздействием на коммерческие фирмы, нежели объективной необходимостью. Все эти новации были бы вполне адекватны, если бы просто позволяли сторонам регулировать данные позиции условиями договора, то есть включение или исключение данных оговорок должно быть предметом согласования. Если клиент желает исключить подобные ограничения, это его право, но за это стоимость страхования должна быть адекватной, то есть большей.Судебная инициатива однозначно приведет к росту тарифов, а значит, они будут менее доступны, что может вызывать негативное отношение у людей. Стоимость страхования для легковых транспортных средств вырастет, на мой взгляд, не менее чем на 30 процентов. К тому же компании будут пересматривать правила страхования – искать пути выхода из ситуации и сохранения бизнеса.