Режимные дети

– ДОЧА, пора спать, – бубню я, не отрывая глаз от монитора, наверное, раз уже пятый.

31 июль 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3381 от 31 июль 2013
269f65c63b3c82da0f48e79ac9d5701c.jpg Зачем и когда жить по звонку– Ага, мам, сейчас, еще пять сек., – тоже, наверное, раз пятый отвечает она мне. На часах полночь, а она вся в телевизоре: по пятому показывают ее любимых «Пельменей»Ничего, успокаиваю я себя: каникулы, завтра отоспится. Ну а завтра опять сон до двенадцати, и до полуночи же сидение перед телевизором или в компьютере. А уже через месяц школа с ее довольно жестким режимом.Спорить бесполезно: детям режим нужен по многим причинам. Во-­первых, для детской психики очень важны различные ритуалы, например, чтение перед сном, утренний и вечерний туалет. Если ритуал не соблюдается, ребенок начинает нервничать, он теряется. Во-­вторых, заставляя ребенка соблюдать режим, родители закладывают в него дисциплину, обязательность. Дитя привыкает к слову «нужно», а потом вырабатывается привычка. Приучая ребенка к режиму дня, мы помогаем ему в его взрослой жизни избежать многих негативных моментов. Не говоря уже о том, что жизнь по режиму – это по определению здоровый образ жизни.Однако знаете, в чем засада? В том, что приучить к жесткому соблюдению расписания – это не то же, что научить читать или кататься на велосипеде. Этот процесс длительный и порой занимает годы.Воспитываем по телефонуЗа границей, вероятно, недаром сложилась практика: в большинстве семей мама не работает до четырнадцати лет самого младшенького, так как считается, что до этого возраста полностью формируется личность человека. У нас, увы, иной менталитет – если кто не знает, еще буквально сорок лет тому назад декретный отпуск наших женщин ограничивался тремя месяцами: грудных младенцев они сдавали в ясли и выходили на производство. Сегодня институт яслей практически исчез, но работающие мамочки (пусть не с трех месяцев, но с трех лет их чада) – это норма. Как и форма заочного воспитания (например, мою двоюродную сестру занятые родители воспитывали по факсу).– Для учебного времени нужно составлять и прописывать режим, который должен быть на видном месте – и у ребенка в комнате, и там, где родители чаще всего находятся: в кухне или в гостиной, – советует психолог Надежда Соболева. – И, конечно, он должен быть зафиксирован в ежедневниках у родителей. Чтобы ребенка приучить к режиму, необходим жесткий контроль.Если вы не можете быть рядом, должны быть постоянные звонки в прямом смысле этого слова. Вы знаете, что ребенок в определенное время должен сесть за обед. А значит, вы ему звоните: солнышко (доча, сына), что делаешь? Поднимайся, иди в ванную, мой руки…Понятно, что, когда вас нет, никто не может усилить или снизить контроль и качество выполнения тех домашних дел, заданий, которые необходимо выполнить. Дети, сами знаете, под «наблюдающим оком» послушно сидят и занимаются делом. Как только контроль ослабевает или исчезает вовсе, ребенку кажется, что световой день длится вечно. И все эти задания – поесть (а это самое настоящее многоуровневое задание: помыть руки, разогреть обед, сесть и поесть), почитать, выполнить домашнее задание, убраться в доме – он обязательно успеет сделать до прихода мамы и папы. Но как всегда родители приходят «внезапно и нежданно». Поэтому-то и нужны эти контролирующие звонки.И еще, вы сохраните нервы себе и своему чаду, если, уходя с работы, позвоните и предупредите: я еду домой, минут через сорок уже буду. Более того, к годам двенадцати-четырнадцати он будет звонить вам сам и спрашивать: «Мама, ты еще на работе? А до скольки ты сегодня там будешь?» И это правильно, потому что ребенок имеет право на реабилитацию. Если вы дали ему задание, допустим, пропылесосить и, выходя с работы, предупредили, что скоро будете, а у двери квартиры слышите шум работающего агрегата, то подождите, когда он завершит уборку. Поверьте: он не хочет вас обидеть, он просто заигрался, а мамы или папы, которые бы напомнили ему о времени, рядом не было. А ведь личные дела, они, как ни крути, превыше всего.Есть, конечно, дети (но они генетически такие!), для которых важна социальная оценка их деятельности. Их зовут гулять, а они – нет, мама сказала убрать дома. И пока он не выполнит поручение, за свои развлечения не примется. Но таких всего-­то процента четыре-пять. И растут они, как правило, в чужих семьях… Поэтому к таким рывкам, как, например, судорожная уборка перед самым приходом родителей с работы, нужно относиться спокойней. Но при этом помнить: если вы сказали ребенку что-­то сделать, а он не выполнил поручение, то ваше дитя должно все равно это сделать (а не вы) и только после заниматься своими делами. Выходные от режимаНу, это все аксиомы. Такие же, как и то, что, приучая ребенка к режиму, взрослый и сам должен свою жизнь приспособить под определенный ритм. И то, что в детстве соблюдать режим проще – ведь он просто выполняет указания родителей, а не борется в отличие от людей взрослых практически в одиночку со своими «хочу» и «надо». Как и то, что если с раннего возраста приучить ребенка соблюдать режим, то потом проблем с этим не будет: он проще и быстрее засыпает по вечерам и просыпается по утрам. И что с детсадовцами блюсти распорядок дня не так сложно: если малыш каждое утро встает в семь часов, то максимум, на что у него вечером хватает сил, так это досмотреть «Спокойной ночи, малыши». Ну а что делать с уже научившимися отстаивать свою позицию школьниками, да еще школьниками на каникулах?– Режим должен быть в жизни ребенка, но не 365 дней в году, – утверждает психолог Надежда Соболева. – Есть каникулярное время, есть время отпусков, есть время школьное. Конечно, в выходные ребенка можно укладывать не в режимный момент, но при этом он должен знать, что в двенадцать часов обязан быть в постели. Независимо от того, работает ли родитель, сидит ли за компьютером, какая жилплощадь – это не важно. Мама или папа имеют право сказать свое веское слово: «Все, выключай телевизор». Но ждать, что дитя само побежит и моментально по первому требованию нажмет на пульт голубого экрана – глупость. Нужно сначала предупредить: «В двенадцать (ну или в одиннадцать, или в десять) телевизор должен быть выключен, а ты идешь спать», за пятнадцать минут до часа Х еще раз повторить предупреждение. А в условленные двенадцать часов, если телевизор еще работает, вы подходите и нажимаете кнопочку. Никакие истерики, никакие капризы не должны на это решение влиять. И конечно же реакция родителей должна быть очень спокойная – ребенок имеет право кричать, высказывать свое недовольство, главное, чтобы при этом мама и папа были выдержанны и хладнокровны. Что касается режима для подростков, то позвольте ему немного пожить вольной жизнью «вне расписания». Только за пару недель до занятий начинайте постепенно выравнивать режим, возвращая биологический ритм жизни ребенка, проговаривая ему при этом и постепенно же уменьшая количество времени, которое он проводит ночью вне сна.Из сада в школуИ напоследок в преддверии начала учебного года немного советов для родителей первоклассников. Впрочем, они отлично подойдут мамам-­папам и более старших школяров.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.Не отправляйте ребенка в школу без завтрака – до школьного завтрака ему придется много поработать.Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-­три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные переменки.Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической методики решайте без него. Если что-­то не получается, посоветуйтесь с учи­телем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей – найдете там много полезного.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра – новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Автор: Анжелина ШИЛАН