Золотой дым реформ в Вострецово
В этом году золотому прииску в селе Вострецово исполняется 70 лет. Но настроение у коллектива, прямо сказать, паршивое: началась распродажа имущества предприятия. За долги...
В этом году золотому прииску в селе Вострецово исполняется 70 лет. Но настроение у коллектива, прямо сказать, паршивое: началась распродажа имущества предприятия. За долги...
Удивительная вещь: предприятие, почти все эти годы бывшее рентабельным, мешками поставлявшее золото в казну (а это несколько сотен килограммов в год, по 11-12 долларов за грамм), по итогам российской приватизации и прочих экономических изысков оказалось в конце концов убыточным. Но сермяжная действительность уже давненько приучила нас ничему не удивляться. Даже такому, казалось бы, дикому факту, когда хозяин варит похлебку из курицы, несущей ему золотые яйца.
Прииск в Вострецово хоть и акционерное общество, но по сути предприятие государственное. И дело не только в контрольном пакете акций, принадлежащем государству. Прииск кроме всего прочего еще прочно привязан к государству собственной продукцией - золотом, которое не имеет права продать никому, только ему, родному, да еще по той лишь цене, которую оно укажет. Кредитором прииска является тоже фактически государственное предприятие - АО “Дальэнерго”, которое, собственно, и загнало своего собрата в долговую яму непомерными энерготарифами, установленными опять же государством. Теперь прииск, активы которого начинают распродаваться для погашения долга, рискует вообще остаться без основных фондов в преддверии начала сезона добычи золота и не сможет пополнить казну своей порцией валютных запасов, которая могла бы в какой-то степени способствовать снижению этого злополучного энерготарифа. Кольцо замыкается, и в проигрыше остаются все: и хозяин курицы с золотыми яйцами, и те, кто ее вместе с ним съел. А в селе Вострецово, в котором прииск сегодня единственное действующее предприятие, без работы останутся около 300 человек - каждый 5-6-й житель, кормилец.
Федор Заболотный, генеральный директор АО “Имкар” (так сейчас называется здешний прииск - по прежним названиям реки Большая Уссурка - Иман и села Вострецово - Картун), еще осенью прогнозировал сегодняшнюю безнадежную ситуацию. Во время тогдашней нашей встречи он, недоуменно разводя руками, сетовал, что к такой ситуации само государство, сознательно или по недомыслию реформаторов, вело этот прииск, а возможно, и другие по Дальнему Востоку и Сибири, начиная с самого начала экономических преобразований в новой России - с 1991-92 годов. Смотрите, как раньше строились взаимоотношения государства и его предприятия - золотого прииска: накануне очередного сезона промывки золотоносных песков государство давало прииску кредит в объеме 50 процентов планируемой добычи золота. На эти деньги прииск приращивал собственные основные фонды, приобретал расходные материалы - запчасти, топливо, лесоматериалы, платил зарплату своим рабочим в межсезонье. А вот с 1992 года государство прекратило выдавать кредиты. Мол, крутитесь сами: рынок.
Выкрутились: отдали государству 257 килограммов добытого за сезон золота по установленной им же, государством-монополистом, цене. Но деньги взамен получили только через полгода, когда уже начали бастовать рабочие, доведенные до отчаяния. В следующем году ситуация повторилась, с тем лишь изменением, что золотого песка добыли всего 167 килограммов и за сданное государству золото прииск не получал деньги уже 8 месяцев.
Но государство, оказывается, такая хитрая машинка, что умудряется стричь волосы даже с идеально лысой головы. Только прииск отдал добытое золото, сразу же налоговая инспекция посчитала, какие налоги он должен отдать государству. Налоги надо платить в срок, но государство деньги за золото, как порядочный партнер, в этот же самый срок не отдает. И налоговая инспекция, как восьмая нога осьминога, не ведающая о помыслах собственной головы, начинает накручивать проценты. И к тому времени, когда государство после многомесячных глубоких раздумий все же соблаговолит отдать деньги за взятое у прииска золото, денег этих у прииска практически уже не остается - все они уходят на уплату налогов и пени за просрочку платежей. В результате такого откровенного мошенничества в прошлом году прииск смог начать промывочные работы только в конце сезона - денег не оказалось для начала работ. И результат плачевный: неполный стандартный льняной мешочек.
Директор прииска Федор Заболотный, родившийся здесь и проживший тут свои 60 лет, мысленно окидывая весь путь предприятия, приходит к выводу, что государство уже не первый раз обманывает золотодобытчиков. Ладно, те кошмарные 20-30-е годы, когда людей сгоняли на золотодобычу насильно и под самыми вроде бы благовидными предлогами. За тунеядство, например. В 1940 году только в поселке на ключе Незаметном жило около 12 тысяч таких вот “тунеядцев”, и они вручную, без элементарной механизации труда намыли за сезон 1041 килограмм золотого песка. Потом по золотоносным пескам пошли малолитражные драги, тяжелые бульдозеры, шагающие экскаваторы, водяные пушки гидромониторов, пролегли сотни метров металлических труб для транспортировки золотоносной пульпы. Чтобы закрутить всю эту технику, понадобилась электроэнергия. Построили свои дизельные электростанции. Но государство опять обнадежило: зачем, мол, вам эта самодеятельность и лишние хлопоты, раз строится Приморская ГРЭС рядом, есть “Дальэнерго”. Поверили и порушили свои дизельные электростанции. Сами к себе протянули линию в 35 киловольт, построили 4 подстанции.
- И вот выдали нам “дешевую” электроэнергию, - усмехается Федор Заболотный. - По миру пошли. По нашим подсчетам, самый приемлемый для таких энергоемких предприятий, как наше, энерготариф должен быть не более 205 старых рублей за киловатт. Но никто об этом и слышать не хочет. Поэтому мы снова начали восстанавливать дизельные электростанции.
Возможность подняться на ноги, конечно же, есть: и кадры не порастеряли еще, и драгметалл имеется - и на старых выработках, которые еще не раз будут “перелопачивать”, и новые россыпи, разведанные и расчетные. Есть и рудное золото, совсем рядом. Нужна только финансовая поддержка, чтобы закрутилось все и потекла опять струйка тяжелого тускло-желтого песка в государственную казну. Искали возможность взять кредит под будущее золото.
Начали. Но не успели - долги догнали.
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, "Владивосток"