Вибрации музыки - то, что Пифагор прописал
КОНЦЕРТНОЙ программой «На берегу Амурского залива» 4 июля завершает сезон Губернаторский духовой оркестр.
Губернаторский оркестр очень популярен у жителей края... и у бродячих собакЛучшие произведения, написанные для духовых оркестров, подарят слушателям музыканты – и попрощаются с ними до сентября…– Впрочем, это не значит, что мы сможем расслабиться, – улыбается Виталий Морозов, дирижер и художественный руководитель Губернаторского духового оркестра. – В сентябре у нас ответственное выступление – во время празднования Дней мира на Тихом океане. Мы уже вовсю готовимся.– Если не ошибаюсь, то через пару лет ваш оркестр будет отмечать 10-летие. – Да. Мы образовались в 2005 году. Когда-то губернатор Сергей Дарькин побывал на праздновании юбилея Калининграда-Кенигсберга, там играл местный духовой губернаторский оркестр. Вернувшись, Сергей Михайлович поставил цель создать такой же в Приморье. Было непросто, потому что музыкантов и тогда, и сейчас не хватало, но в итоге все же получилось.– Когда, Виталий Евгеньевич, вам предложили возглавить коллектив, вы сомневались: соглашаться или нет?– В моей судьбе уже случались ситуации, когда приходилось начинать в буквальном смысле с нуля. Так что было не привыкать. Я знал музыкантов, понимал, на что они способны. Решил попробовать – стало получаться.В 2005 году нам казалось, что это будет оркестр для обеспечения краевых официальных мероприятий – открытий каких-то, церемоний. Но очень быстро нас стали вывозить в край на концерты в рамках программы «Мастера искусств – жителям Приморья». А потом поставили задачу давать концерты на большой сцене. Были большие проблемы с репертуаром: оригинальных произведений для духового оркестра как таковых нет, в основном это марши, вальсы, фокстроты – то, что играется в парках или на плацах. Пришлось и мне, и музыкантам поднимать друзей, искали ноты везде. И в настоящий момент мы имеем уже обширный, богатый репертуар.Состав оркестра у нас не классический, некоторых музыкантов не хватает, поэтому с партитурами приходится много работать: от чего-то даже отказываемся, а что-то играем в собственных инструментовках. Вот совсем недавно мы сумели пригласить в коллектив – чтобы играть джазовые и рок-композиции – бас-гитариста и электрогитариста. Это только пошло нам на пользу.Последние три года мы с Татьяной Сергеевой, художественным руководителем филармонии, программы планируем на год вперед – и в основном тематические. Танцевальные, к 8 Марта, военные и так далее.Что мне самому больше нравится исполнять? Классику, которой, увы, очень мало написано для духового оркестра. Хотя популярную классику – «Радецкий марш», «Полет шмеля» – мы исполняем. Что же до предпочтений зрителей, то я заметил: вне зависимости от возраста всем нравится латиноамериканская музыка. Может быть, потому что она ближе к нашей цыганочке? – Недавно вы принимали участие в фестивале духовых оркестров во Владивостоке. Понравилось?– Это было замечательное событие в культурной жизни краевой столицы! Приехали очень разные оркестры и по возрасту, и по подготовке. Но это и было интересно. Конечно, выступать на фестивале, на открытой площадке очень тяжело и для дирижера, и для музыканта. Немногие задумываются о том, что играть на духовом инструменте не так просто. В процессе участвуют практически все мышцы лица, которые устают. Держать инструменты тоже тяжело. Да и дирижер не просто так машет руками. Когда-то читал статистику: за концерт дирижер может потратить столько энергии, сколько шахтер за смену. Выступление на свежем воздухе вообще никогда не может быть априори удачным. Тут все имеет значение: влажность, сила ветра. При сильном ветре звук может просто улететь, бывает, что музыканты друг друга не слышат, да и дирижер тоже. Влажность глушит звук, приходится громче играть, а тут и до фальши недалеко. Что же до выступлений в залах… К сожалению, в городе почти все залы в акустическом отношении просто непригодны для звучания оркестра, и не только духового.Сложностей, словом, хватает.– А вы за пультом в каком настроении стоите?– Дирижер как дайвер. Никогда нельзя расслабляться, пока находишься в воде, так сказать. Чуть расслабился – утонул. Каждый концерт я волнуюсь, никогда не знаю, как все пройдет. Иногда за сутки до концерта меня колотит, а выйду на сцену – спокоен и собран. Публика, видимо, в зале помогает.Духовая музыка привлекает людей. Знаете, помню, как в качестве приглашенного дирижера выезжал на гастроли по краю с Тихоокеанским симфоническим оркестром. Играли мы музыку Андрея Петрова. И вот после одного концерта подошла девочка лет восьми с цветами и сказала: «Большое спасибо, лучше, чем на диске!» Я сначала не понял, что она имела в виду, а потом сообразил: она впервые услышала живую музыку, живой оркестр. Можно сколько угодно слушать музыку в плейере, можно обложиться дорогими колонками, эквалайзерами и так далее, но когда ты слышишь живой оркестр – все внутри переворачивается.Мы шутим, конечно, но, тем не менее, если оркестр начинает, к примеру, играть в сквере, то первыми к нам сбредаются разного рода ночующие и живущие в этих скверах маргиналы. Потом уже подходит приличная публика, даже если она просто шла мимо. Люди всегда останавливаются, задерживаются, слушают. И, кстати, нас очень любят слушать бродячие собаки…– Вы авторитарный дирижер?– Пока музыканты не сели за пульты, у нас демократия. Как только началась репетиция или концерт – все, демократия закончилась. Оркестр – это инструмент дирижера. С ним нужно уметь обращаться, и все получится.4 июля мы закрываем сезон. Это будет программа легкой музыки – чтобы зрители отдохнули и улыбнулись. Мы постоянно занимаемся популяризацией музыки, приучаем, можно сказать, публику к духовым оркестрам. Между прочим, вы знаете, что духовая музыка лечебна для слушателя? Знаменитый математик и лекарь Пифагор просчитывал звучание духовых инструментов и определенной частоты звуки прописывал своим пациентам с определенными болезнями. Волновая природа звука – это же азы физики! Да и сама музыка создает хорошее настроение. А если оно хорошее, значит, человек здоров!
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ