Прощай, «распил»?

ЭТО «сенсационное» заявление было сделано на пресс-конференции с сотрудниками Госавтоинспекции и Владивостокской таможни, посвященной проблемам автомобильного рынка в Приморье. В том числе и пресловутым «распилам», которые, как пообещали представители правоохранительных структур, скоро исчезнут с наших дорог.

27 июнь 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3362 от 27 июнь 2013
3815072ca6b1c5b349d3472152e7f724.jpg

Во Владивостоке автомобили-конструкторы больше не пользуются спросом

О скандальной ситуации в столице Приморья с иномарками, ввезенными в Россию частями и здесь заново собранными, мы рассказывали неоднократно. Нас пугают, а мы крепчаем

Впервые тема «распилов» поднявилась после введения в январе 2009 года запретительных пошлин на ввоз в РФ подержанных иномарок. Это несколько поднапрягло местный автомобильный бизнес, который терял доходы из-за падения спроса на резко подорожавшие «японки». Правда, ненадолго. Находчивые предприниматели быстро нашли выход: стали привозить из-за моря машины, распиленные на несколько частей, оформляя их на таможне как запчасти, чтобы уйти от повышенных таможенных пошлин. Из таких «распилов» в каком-­нибудь гаражном боксе, что называется, на коленке сваривались цельные машины-конструкторы. Как правило, «новорожденные» авто оформлялись, то есть получали паспорт транспортного средства (ПТС) в Ингушетии, Республике Бурятия, Еврейской АО, Хабаровском крае, Сахалинской, Московской, Читинской, Иркутской областях. Там сотрудники ГИБДД были сговорчивее своих коллег из Приморья, естественно, небезвозмездно. А машины тем временем дожидались во Владивостоке документов.

После получения ПТС легализованные конструкторы пригонялись (или не пригонялись) в подразделения Госавтоинспекции Приморского края, где их уже на законном основании ставили на учет, меняли ПТС чужого региона на ПТС с кодом Приморского края, выдавали госномера. Затем их владельцы продавали машины на авторынках либо в Уссурийске, либо на «Зеленом Углу» во Владивостоке. Покупателя, конечно же никто не предупреждал, что за «шкатулку с секретом» ему впаривают. Впрочем, жалоб на качество и безопасность авто домашней сборки официально не зарегистрировано. Не отразились они и на статистике ДТП.

Вновь тема конструкторов всплыла в 2011 году после обращения одного из депутатов Государственной думы в УМВД России по Приморскому краю с просьбой прекратить легализацию незаконно собранных автомобилей.

Летом того же года в наши края прилетала киногруппа авторской программы Эдуарда Петрова «Честный детектив», снявшая документальный фильм о подпольной сборке «распилов» во Владивостоке. Фильм был показан на телеканале «Россия». По мнению авторов фильма, привозя машины по частям, граждане экономили на таможенных пошлинах, из¬за чего мимо государственной казны проплывали миллионы долларов.

Виноват правый руль?

Трудно сказать, сколько сегодня бегает конструкторов по дорогам России. В период с 2009 по 2011 год, то есть с момента появления приказа № 1240 МВД России, запрещающего передвижение по дорогам страны транспортных средств (ТС), не прошедших таможенную очистку (а «распилы» именно таковыми являются), только через Владивостокскую таможню было ввезено более 20 тысяч таких машин.

Причем большинство праворульных «распилов» привезли в 2011 году. Это были не дешевые «Тойоты­-Короллы» или «Тойоты­Карины», а дорогие «крузаки», «прадики» и «Лексусы» последних моделей.

Но, судя по всему, эта лавочка в ближайшее время закроется. Не без помощи таможенных структур. Как известно, два месяца назад был издан приказ, по которому таможенная служба классифицирует любой ввезенный кузов как цельное транспортное средство. И берет за него процент от его стоимости, причем не меньше 5000 евро. Благодаря этому «оброку» привоз машин по частям стал невыгодным. Что мгновенно отразилось на их поставках из Страны восходящего солнца: поток «распилов» резко сократился.

По мнению начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля ДВТУ Андрея Беляева, рынок конструкторов обречен. Так как кроме высоких запретительных пошлин теперь стало невозможно законно поставить «распил» на учет в Госавтоинспекции.

– На сегодняшний день Приморье практически единственный регион в РФ, где не производят регистрацию таких транспортных средств. Все это привело к тому, что «распилов» на дорогах края становится все меньше. Думаю, в будущем году у нас уже не будет таких транспортных средств, которые были бы собраны из распиленных частей, – заверил Сергей Носов, и.о. заместителя начальника одной из краевых структур ГИБДД.

За пять месяцев текущего года при попытке регистрации транспортного средства было выявлено 135 автомобилей различных марок с измененной маркировкой (перебитыми номерами) и несанкционированными изменениями в конструкции (сварными швами). Эти автомобили не были допущены к эксплуатации и остались у владельцев. Что они будут с ними делать дальше, неизвестно. Не исключено, что попытаются искать иные способы легализации своих «распилов». Но это уже их проблемы.

Между тем, по мнению предпринимателей, работающих на авторынке «Зеленый Угол», репрессии по отношению к «распилам» в Приморье обусловлены тем, что федеральные чиновники ополчились, причем уже давно, на правый руль, озаботившись возрождением российского автопрома (а поддержка отечественного бизнеса, между прочим, прямая обязанность государства. – Прим.авт). В то же время «распилы», поступающие на территорию России с западной границы, сплошь леворульные. И они всех устраивают.

Автор: Сергей КОЖИН