Во Владивосток вернулся талантливый дирижер

ВО ВЛАДИВОСТОКЕ в Большом зале Приморской филармонии прошел первый из серии концертов, которые Тихоокеанский симфонический оркестр (ТСО) сыграет под управлением дирижера Сергея Примака.

19 июнь 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3357 от 19 июнь 2013
ef55832e21dc219404e766d04a1ec3d8.jpg Сергей Примак ставил оперу и без оперного театраСергей Петрович работал с ТСО в 2002 – 2004 годах, и многие любители музыки помнят это время как одно из лучших в истории оркестра. Сегодня Сергей Примак работает с оркестрами в Ровно и Тернополе на Украине. Но, как он сам признается, внутренне никогда не терял связи с Тихоокеанским симфоническим и обязательно смотрел интернет-трансляции концертов.– Когда администрация филармонии прислала письмо с предложением дать несколько концертов, я согласился, – рассказывает дирижер. – Сначала речь шла об одном-двух выступлениях, потом о трех¬четырех, затем поинтересовались, не могу ли я проработать с оркестром полтора месяца. И я понял, что, по сути, от меня требуется вернуть оркестру былую мощь, былую силу. Приехав во Владивосток, я понял, что это именно так.10 лет назад у нас был практически укомплектованный коллектив, готовый к работе над любой партитурой. А сегодня? В ТСО не хватает музыкантов, отсутствует стратегия развития творческого коллектива. Административно можно написать сотню приказов и распоряжений, но от этого лучше не станет. Не удержишь музыканта, если в коллективе нет творческой атмосферы, нет желания совместно творить. А это зависит только от художественного руководства, от дирижера. Не бывает плохих оркестров, бывают крайне неудачные руководители, плохие дирижеры, занимающиеся самолюбованием. Такие люди – раковые клетки на теле искусства. Как только человек начинает думать о себе, а не о коллективе, все разваливается на глазах. И никакая баснословная зарплата не удержит! За подтверждениями далеко ходить не надо: российский футбол. Зарплаты миллионные, а игры как не было, так и нет. – Как вы выбирали программу для цикла концертов?– Когда я понял, что в оркестре неладно, программу заранее продумывал так, чтобы напомнить музыкантам, как они могут играть, какие они на самом деле яркие, творческие! Когда-то мы вместе впервые во Владивостоке сыграли «Кармен-­сюиту» Щедрина, «Бабочек» Абраменко. Я знал, как ТСО умеет играть эти произведения, значит, сейчас именно они помогут мне понять, в чем проблема, и решить ее. Так и получилось. Затем решил пригласить солистов, с которыми работал 10 лет назад и ставил оперы во Владивостоке. Мне было бы очень приятно снова с ними работать. И приятно, что они тоже все откликнулись. А завершить цикл концертов решил Рахманиновым и Чайковским – я был уверен, что к этому моменту поправлю ситуацию в оркестре и сложные произведения мы сыграем на «отлично». Так и будет. Сегодня Сергей Примак ведет активные репетиции с Тихоокеанским симфоническим оркестром, встречается с теми, с кем много лет назад вместе ставил оперы во Владивостоке. А еще с удовольствием окунается в волны Амурского залива.– А что? Вода теплая, – хохочет он. – Владивостокцы на меня удивленно смотрели, но лето-то уже пришло! У меня в колодце вода холоднее. Главное – решиться и нырнуть.– В свое время вы с головой нырнули в проект восстановления Большого зала Приморской филармонии.– Да, много труда положил (и это счастье, что меня понимали и слышали) на то, чтобы у оркестра была своя концертная площадка. Маяться без зала было очень трудно. Помню, как свои концертные программы мы подстраивали под то, какой зал на этот раз нас примет: Fesco Hall, театр имени Горького, Пушкинский или театр молодежи. А я бредил собственной площадкой. Помню, как спорил со строителями, требовал, чтобы здесь вот была стена толще, а здесь надо сделать иначе, чтобы была акустика хорошая, чтобы оркестр получил достойную сцену и мог проявить себя так, как он может. К сожалению, открытие отреставрированного зала прошло уже без меня. Сегодня мне очень нравится то, что в Большом и Малом зале филармонии идут постоянные концерты, палитра концертов самая разнообразная. Это очень правильно, у слушателя должен быть выбор, и именно это поставлено во главу угла! – Вы не раз в своих прежних интервью говорили, что нужно воспитывать публику…– И мы это делали! Я ходил к ректорам всех вузов (помогала мне Евгения Заславская) и говорил: необходимо в расписание воспитательной работы ввести студенческий абонемент, приучать молодежь к музыке! Мы каждый месяц, для примера, играли для курсантов в зале морской академии, в молодежном центре политеха. И очень скоро – через два­-три месяца – в зал на вечерние концерты стали приходить курсанты в форме, стало много молодежи. У них появилась потребность слушать музыку, настоящую музыку! Когда я уехал из Владивостока, то спустя два­-три года стал получать письма от людей, которых не знаю (как они адрес-­то нашли?). Люди писали, что помнят, как работал оркестр, помнят наши концерты, говорили спасибо.– Сегодня во Владивостоке только и говорят, что об открытии театра оперы и балета…– Это фальшь! Во Владивостоке уже много лет назад была настоящая опера! Другое дело – не было здания оперного театра, не было площадки – это правда. Но мы ставили «Паяцов», «Алеко», «Онегина», а до меня оперы ставил Эндрю Уиллер… И опера была! Так что давайте говорить правду: заглавная страница оперной истории Владивостока уже написана, не надо пытаться вырвать ее и выбросить. Я вырос в Новосибирском оперном театре, я знаю, что это. И когда я вижу сюжет местного ТВ (на недоделанной сцене оркестр что-­то играет, по пустому, без стульев, залу будущего театра ходит какой­-то человек и кричит: «Громче! Тише!» – и это называют «проверкой акустики нового театра оперы и балета»), мне хочется рыдать от смеха. Акустику так не проверяют. Это комедия какая-то! Мне этот сюжет в Интернете показывали коллеги на Украине и удивленно спрашивали: это в твоем обожаемом Владивостоке такое? И я боюсь, что этот фарс заменит собой настоящую работу, что какой-­то нелепый пиар и самолюбование поставят крест на том, чтобы наполнить стены оперного театра настоящим искусством… Если этот поток нелепого пиара не остановить, настоящий театр так никогда и не случится! Очень не хочется, чтобы так получилось.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ