Большие гонки. 105 лет назад

СЕГОДНЯ гонками, что большими, что маленькими, никого не удивишь. Автомобили всевозможных моделей покоряют дороги всех континентов. Ралли Париж – Дакар стало традиционным, а вот чтобы произвести впечатление на публику, придумывают автопробеги, например Москва – Пекин-2013. Нет проблем ни с топливом, ни с запчастями. Но на заре автомобильной эры все было иначе.

5 июнь 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3350 от 5 июнь 2013
8ea3000a26603fdfd262a0efbd224d35.jpg Как американцы стали первыми, финишировав вторыми105 лет назад, 12 февраля 1908 года, с нью-йоркской площади Таймс-сквер выехали автомобили, представлявшие Америку, Францию, Италию и Германию. Так шумно и торжественно, в присутствии 50-тысячной толпы начался 164-дневный трансконтинентальный автопробег из Америки в Европу, до сих пор являющийся самым продолжительным по времени и расстоянию. Девизом кругосветного марафона стали слова «Нью-Йорк – Париж без помощи парохода»; дата старта была приурочена к дню рождения президента Линкольна.Ударим автопробегомАвтогонки вокруг земного шара организовали французская газета «Le Matin» и американская «The New York Times». Изначально заявилось 13 участников, но семеро в последний момент побоялись вступить в столь опасное мероприятие. В итоге с Таймс-сквер ушло шесть автомобилей: американский Thomas Flyer, итальянский Zuest, немецкий Protos и три французских – Motobloc, De Dion-Bouton и Sizaire-Naudin. Впрочем, последний сломался и выбыл из гонки уже на второй день поездки. Кругосветное ралли было экстремальным не только по километражу и плохому состоянию дорог, но и за счет зимних условий: машины того времени не имели обогревателей, а большинство вообще были открытыми. Намеченный маршрут был таким: Нью-Йорк – Аляска – Берингов пролив – Якутск – Иркутск – Красноярск – Томск и далее до Парижа. Американский экипаж ехал на «Томасе Флайере» модели 1907 года. Это был обычный серийный автомобиль с 4-цилиндровым 60-сильным (да, именно так!) двигателем, который мог развивать скорость до 60 километров в час. Итальянцы двинулись в путь на 4-цилиндровом 40-сильном «Цюсте» и могли рассчитывать на скорость около 50 километров в час. Немцы ехали на «Протосе», на который возлагались особые надежды. Эта 40-сильная машина с 4 цилиндрами создавалась под личным патронажем кайзера Вильгельма коллективом из 600 лучших инженеров и механиков Германии специально для «Больших гонок». Она выжимала до 70 километров в час. Французы шли на 4-цилиндровом «Де Дион-Бутоне» со скоростью около 50 километров в час; примерно столько же давал и «Мотоблок», вскоре выбывший из гонки. Организаторы планировали, что участники доберутся до западного побережья Америки своим ходом, достигнув порта Валдиз на Аляске. Там команды должны были пересечь заснеженные просторы по руслам замерзших рек и выйти к Берингову проливу. Дальше надо было преодолеть пролив по льду и продолжать путь по просторам Сибири. Но… гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Американский экипаж первым добрался до Аляски, но оказалось, что продолжать путешествие по намеченному маршруту нельзя: глубокий снег и начавшийся ледоход изменили планы. По телеграфу американцы получили указание вернуться в Сиэтл, где уже собрались остальные участники ралли. Из Сиэтла экипажи и машины на судах через Японию прибыли во Владивосток. Так наш город оказался включенным в маршрут «Больших гонок». Владивосток проверил на прочность машины и нервы гонщиковПервыми во Владивосток прибыли «Де Дион-Бутон» и «Цюст» (29 апреля 1908 года), затем «Протос» (1 мая) и «Томас Флайер» (5 мая), который при разгрузке судна чуть не утонул. Газета «Дальний Восток» под заголовком «Кругосветная гонка на автомобилях» сообщала: «9 мая с ипподрома Приморского общества в 3 часа дня отправляются через Маньчжурию и Сибирь автомобилисты в Париж. Прибыли они из Японии. Первоначально предполагавшийся маршрут через Аляску видоизменился, и вся группа из Америки двинулась на Японию – Владивосток вместо Беринга. Первоначально гонщиков было 6, но за изменением маршрута продолжают только 4. Машины все находятся в отличном порядке, и путешественники будут демонстрировать на ипподроме не только скорость (гонка), но и прочность конструкции: состоится пробег по кругу с препятствиями в виде накаленных деревьев, канав, разрушенных мостов, обрывов и т.п. Участвуют: автомобиль «Томас» в 60 сил, американский из Буффала, едут в нем Шустер, Хиллер, Ханзен и корреспондент нью-йоркского «Таймса» г. Хачадам. На итальянском автомобиле «Цюст» в 40 сил едут Г. Сиртори, А. Скарфеглио (корреспондент лондонского «Дэйли-Мэль») и г. Хаага. На немецком автомобиле «Протос» в 40 сил идут: лейтенант Кеппен и Неубергер и Юхс. На французском автомобиле «Де Дион» едут: Бурсье де Сент Шафрей, Отран и Лоскарис». В действительности во Владивостоке всем экипажам пришлось задержаться. «Де Дион-Бутон» был временно снят с гонки компанией-производителем, «Протос» нуждался в серьезном ремонте, а «Цюст» менял спонсоров. Кроме того, пришлось улаживать скандал, разразившийся в связи с тем, что «французский экипаж, прибывший первым, монополизировал владивостокский рынок бензина». Как бы там ни было, все сложности были преодолены на месте. Была и другая проблема: Владивосток в отличие от остальной России являлся порто-франко (беспошлинной зоной), и здесь проблем с ввозом автомашин и запчастей не возникло. А вот на имя управляющего Иркутской таможней из департамента таможенных сборов была послана телеграмма с разрешением беспошлинного пропуска автомобилей участников гонки и запчастей к ним «при условии представления путешественниками или организаторами гонки обязательства вывезти означенные предметы обратно за границу». Обязательства эти были представлены. Что русскому дорога, то иностранцу непроходимый путь25 мая 1908 года газеты писали: «Из Владивостока сообщают, что 60-сильный автомобиль Тома 22 мая выехал по направлению к Чите через Маньчжурию. Администрация выдала гонщикам все необходимые бумаги для беспрепятственного следования по русской и китайской территории. Дороги Владивостока оказались в отвратительном состоянии. Недавно стаявший снег и почти непрерывные дожди обратили их в сплошную грязь и топь. Погода, дождливая и хмурая, не позволяет надеяться, что дороги обсохнут».Действительно, уже в 30 километрах от Владивостока «Флайеру» пришлось помогать немцам, вытаскивая на буксире «Протос» из грязи. Той же ночью увяз и «Флайер»; местные солдаты вытащили автомобиль, и американцы заночевали у них в казарме. На следующий день пришлось одному из членов американского экипажа идти впереди машины, измеряя глубину грязи. Так что до Уссурийска в итоге ехали трое суток… «Из Никольска-Уссурийского нам сообщают, что 25 мая прибыл из Владивостока при великолепной солнечной погоде автомобиль Тома и тотчас же двинулся в дальнейший путь. Два часа спустя погода изменилась. Подул ветер, хлынул дождь, и разразилась гроза такой необычайной силы, что реки выступили из берегов, залили поля, и дороги стали еще непроходимее», – так сообщали газеты, следящие за пробегом. Под словами «автомобиль Тома» имелся в виду американский экипаж Джорджа Шустера. В Уссурийске «Томас Флайер» выехал на железнодорожные пути, по которым и продолжил свой путь, – других дорог тогда здесь не было. За время пути пришлось сменить четыре шины, которые терлись о рельсы, и их пришлось обвязывать веревками и тряпками. Пока один из членов экипажа спал, другой высматривал приближающиеся поезда, которым уступали дорогу (однажды чуть не попав под локомотив). При переезде мостов китайцы часто грузили машину на вагонетку и толкали ее совместными усилиями. Китай был преодолен за полмесяца. 11 июня 1908 года Танхойская таможенная застава донесла в Иркутскую таможню, что германский автомобиль лейтенанта Кеппена и американский Генриха Генцеля 6-7 июня прошли таможенный досмотр и участники гонки на пароме «Байкал» отплыли на другой берег озера, к Иркутску. Галопом по ЕвропамВ Европе водитель немецкого экипажа Ханс Кеппен, знавший местные дороги, обошел американцев и первым финишировал в Париже 11 июля 1908 года, через 169 дней после старта. Но он пробыл победителем всего полмесяца, до прибытия американского экипажа Джорджа Шустера (26 июля). Интересно, что при въезде в Париж американцы были остановлены жандармом из-за неисправной фары. Случайно проезжавший мимо велосипедист выкрутил лампочку из своего фонаря, и с погруженным в кузов велосипедом и его владельцем «Флайер» достиг финиша вторым. Однако немецкий экипаж был оштрафован на 15 дней в связи с тем, что их автомобиль после аварии доставили в Сиэтл по железной дороге, при этом «срезав» 3246 миль. В итоге первыми были объявлены американцы. Через полтора месяца после них в Париже появился последний участник – итальянский «Цюст».На протяжении межконтинентального пробега все автомобили имели поломки, что неудивительно. Наиболее крупными были такими: на «Флайере» пришлось заменить поврежденную коробку передач, а на «Протосе» – задний мост. Но надо заметить, что если бы участники ехали через Аляску и Якутию, как планировалось, скорее всего, они так и остались бы в Сибири. В настоящее время «Томас Флайер» такой же модели демонстрируется в крупнейшем в мире автомобильном музее Харра в штате Невада (США). А тот самый «Протос» можно увидеть в Немецком техническом музее в Мюнхене. Приключения гонщиков были воспроизведены в американском фильме «Большие гонки» с Тони Кертисом в главной роли, премьера которого состоялась в 1965 году на Московском международном кинофестивале. Правда, фильм этот не имеет ничего общего с реальностью.По материалам архива ОИАК

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ