Выход из небытия
9 МАЯ 1972 года во Вьетнаме, в Тонкинском заливе, американский истребитель-бомбардировщик F-4 («Фантом») обстрелял советский танкер «Певек». Осколками были ранены пять членов команды, судно чудом не взлетело на воздух. Советские СМИ этого ЧП «не заметили». О событиях, произошедших на рейде порта Хайфон 40 лет назад, вспоминает Олег Зиновьев, бывший старший помощник капитана танкера «Певек» Приморского морского пароходства (ПМП).
Американцы стреляли точно Это был не первый рейс танкера «Певек» в страну дедушки Хо Ши Мина с гуманитарной помощью свободолюбивому вьетнамскому народу, отчаянно сражавшемуся с американскими агрессорами. Поэтому 37-летний старпом Зиновьев не из киножурнала «Новости дня» знал, что такое обстрел береговой линии Северного Вьетнама крейсерами и эсминцами 7¬го флота США. И каковы последствия ракетно-бомбовых ударов В-52 и F-4 по портам Хайфон и Камфа, когда под выгрузкой стоят беззащитные советские суда.2 июня 1967 года в порту Камфа во время бомбежки теплохода «Туркестан» Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) погиб электромеханик Николай Рыбачук. После ремонта этот сухогруз назовут его именем. Вдова электромеханика получит от нашего государства ежемесячную выплату за потерю кормильца в размере 30 рублей. Был слух, что советских моряков возмутило такое отношение Москвы к памяти погибшего товарища и к судьбе его семьи. Об их негодовании якобы узнали американцы и назначили вдове Рыбачука свою пенсию, причем в валюте. Где здесь выдумка, а где правда, сказать трудно. Но сейчас не об этом.…Итак, 9 Мая 1972 года танкер «Певек» встретил на внешнем рейде порта Хайфон. В его танках было 2343 тонны бензина марки А-72 и 1328 тонн марки А-76. В 6.30 на капитанском мостике, как всегда, собрался комсостав судна, чтобы обсудить различные вопросы судовой жизни и планы на день. Праздник праздником, но работу никто не отменял. Вахтенным на танкере был старпом Олег Зиновьев.Из рейсового донесения капитана танкера «Певек» Александра Устинникова от 12 июня 1972 года:– 7.58. Высоко прошли два самолета, и сразу же еще два низколетящих на большой скорости по правому борту над водой, около 100 метров в сторону Хайфона. По судну объявили тревогу: «Проверить герметизацию, всем укрыться»… 7.59. Аварийные группы танкера доложили о готовности. Доклада от санитарной партии не было. По команде старпома вся аварийная группа мостика была укрыта в рулевой и штурманской. Обо всем происходящем я срочно докладывал в Москву, Владивосток, Находку. 8.01. Один из возвращающихся самолетов США из Хайфона зашел с кормы и прицельно, преднамеренно произвел обстрел кормовой части танкера из крупнокалиберного пулемета и шариковыми бомбами. Позже американцы заявят, что пилот «Фантома» выполнял минные постановки и случайно расстрелял танкер. Мол, sorry, господа, наш gay не знал, что это soviet ship. Но это была ложь. – На трубе, на обоих бортах и на крышках трюмов был нарисован государственный флаг СССР. Так что летчик не мог не видеть, куда он целится. Он стрелял целенаправленно. Вьетнамцы швартовали свои катера, вооруженные пулеметами, к борту любого советского судна и под нашим прикрытием открывали огонь по самолетам. Американские летчики расстреливали вьетнамцев ракетами. Одна ракета – и от пулеметчика с пулеметом только лохмотья летели к нам на борт. А в нас они не попадали! Американцы очень хорошо и точно стреляли. Даже лучше, чем вьетнамцы. Потому что наши советники только учили их летать и стрелять, – говорит Олег Зиновьев.За каждый вылет на боевое задание американские летчики получали по 2 тысячи долларов. Поэтому у янки был стимул рвать пуп.Почему не рвануло – загадка? Из воспоминаний дневальной танкера «Певек» Эмили Кишкаревой: – Один из самолетов летел, оставляя за собой шлейф дыма. Видимо, был подбит, поэтому и сбросил контейнер с шариковыми бомбами недалеко от нашего танкера. Взрыв был страшный. Одна бомба ударилась в угол лазарета, четыре человека упали возле стены – доктор, уборщица, повар и пекарь. А меня отбросило метров на шесть. Сижу, смотрю – вся в крови, рука пробита осколком насквозь, шея обожжена, на правой щеке два небольших синих пятнышка. Это на всю жизнь, подумала я. Посидев немного, встала. Четверо моих товарищей стонут – страшное зрелище. Во время налета на танкер «Певек» были ранены судовой врач Эрнест Молот, дневальная Эмили Кишкарева, пекарь Александр Дрогайцев, повар Михаил Лукачев, уборщица Галина Камнева. Она пострадала больше всех: ей ампутировали ногу.В этот же день раненых доставили на катере в госпиталь. Дневальная Кишкарева отказалась от госпитализации.Забегая вперед, скажем, что доктор Молот и пекарь Дрогайцев полтора месяца поправляли здоровье в одном из московских санаториев. По возвращении в Находку пароходство удержало с них деньги за обслуживание в здравнице, после чего они уволились из ПМП в знак протеста.Что касается танкера «Певек», то, получив незначительные повреждения, через 49 суток он уже швартовался в родном порту. Между тем, по словам Олега Зиновьева, это чудо, что судно уцелело. Один из снарядов вошел в грузовой трубопровод, заполненный парами бензина, где и застрял. – Никто не знает, почему не рвануло. Если бы взорвались 4 тысячи тонн бензина, то было бы тепло всему рейду, а нам было бы одинаково. От «Певека» остался бы только пар. Говорят, пьяным и дуракам везет. Но мы не были пьяными, – смеется бывший старпом. Мы вас туда не посылали В Находке членов экипажа танкера «Певек» встречали жены с детьми и рота курсантов из мореходки.– Когда мы встали на рейде, на судно поднялись ребята с поднятыми воротничками и доходчиво нам объяснили, что во Вьетнаме мы вообще не были, а были в Китае. Капитану дали доклад, который он должен был прочитать перед встречающими. А всей команде рекомендовали забыть о ЧП на рейде Хайфона. И мы «забыли» о нем на много лет. Но 11 июля 2001 года по каналу ОРТ показали передачу «СССР во вьетнамской войне. 1965-1973 годы». Разговор шел только о военных, принимавших участие в этих событиях. Потом ведущий попросил вспомнить всех граждан нашей страны, погибших на той «неизвестной» войне. Для меня это был сигнал восстановить «опупею» нашего танкера «Певек». И я начал искать концы, – говорит Олег Александрович.Центральный военно-морской архив в Гатчине, куда Зиновьев направил запрос, ответил, что «документы танкера «Певек» на хранение не поступали. В связи с этим его участие в боевых действиях во Вьетнаме в 1968-1972 годах архив подтвердить не может». Архивариусы ДВМП вообще от него отреклись, заявив, что О. А. Зиновьев в их кондуитах не значится и такого работника в их системе никогда не было. Хотя Олег Александрович устроился в ДВ пароходство матросом еще в 1958 году. Номер его личного дела 13016. В архиве ПМП его ждал такой же ответ. После чего бывший старпом зажал в углу тогдашнего начальника отдела кадров пароходства, чтобы поговорить с ним по-мужски, но тот поднял руки вверх:– Претензии не ко мне! Мы вас туда не посылали. Знакомый сотрудник отдела кадров пообещал сделать запрос в Министерство морского флота РФ, чтобы выяснить, за какие подвиги Олега Зиновьева наградили медалью «За трудовое отличие» в мае 1973 года. А еще через два дня пригласил старпома к себе в кабинет и сообщил, что начальство посоветовало «не лезть в это дело, если он не хочет, чтобы ему оторвали голову». Тогда Зиновьев созвонился с Эрнестом Молотом, который сейчас живет в Москве, и подключил его к изысканиям. Их поиски, казалось, будут вечными. На все запросы приходили безнадежные ответы: «В списках не значитесь» или «Данные на вас не имеются». Иногда бывшему старпому хотелось плюнуть на все: отсутствие результатов выбивало из колеи. Но друг Молот, оправдывая свою фамилию, оказался сильнее духом. Он уговорил Олега Александровича не прекращать поиски. И его настойчивость принесла свои плоды. …В сентябре 2007 года Олегу Зиновьеву и Эрнесту Молоту были вручены нагрудные знаки «Участник боевых действий во Вьетнаме» вместе с удостоверениями членов Межрегиональной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме, кои до этого выдавались только военным. В мае 2010 года они получили бессрочные удостоверения участников боевых действий, действительные на всей территории РФ. Обладатель данного документа имеет право на льготы, установленные пунктом 2 статьи 16 федерального закона «О ветеранах».– В конце концов, дело не в деньгах. У меня есть огород, и я проживу без чиновничьих подачек. Я – закаленный, я – советский, – говорит Олег Зиновьев. – Неужели сложно признать наши заслуги перед Родиной? Никто никогда не поздравил нас с праздником Победы как ветеранов. У меня есть внуки и правнуки, и они интересуются, а правду ли я им рассказываю о вьетнамской войне, о которой не рассказывают в школе? Мы с Эриком добились признания и выхода из небытия. Учитывая, что тропинка уже протоптана, я бы рекомендовал таким, как мы, ознакомиться с документами… и вперед за заслуженной памятью. Родина нас, конечно, не забудет. Но и не вспомнит, если ты сам не напомнишь ей, что ты еще жив. …10 мая 1972 года в порту Камфа во время бомбежки теплохода «Гриша Акопян» ДВМП погиб боцман Юрий Зотов. Он похоронен во Владивостоке на Морском кладбище. Впрочем, это уже другая история. Автор выражает признательность капитану 1-го ранга в отставке Борису Шадрину за помощь в подготовке публикации.СПРАВКА «В»Сегодня в России проживает не более 2 тысяч членов экипажей судов, доставлявших грузы в ДРВ в период ведения в этой стране боевых действий с января 1961-го по декабрь 1974 года. Из них в Приморье – около 300 человек.
Автор: Сергей КОЖИН