Районные выборы – кому они нужны?
Сначала – письмо читателя:
“Я являюсь подписчиком вашей газеты почти с самого ее основания. Проживаю в Первореченском районе, и у нас, как известно, никаких выборов в местное самоуправление нет. Но как жителю города Владивостока мне не безразличны эти выборы. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: что происходит?..
А. Дрождев”.
Вокруг выборов районных дум во Владивостоке сейчас наворочено столько, что даже беспристрастному наблюдателю разобраться в этой юридической и политической каше крайне тяжело. Тем более что российское законодательство в этой области несовершенно и позволяет одну и ту же ситуацию трактовать по-разному. А тут еще далекие от объективности комментарии некоторых средств массовой информации, постановления мэрии, краевой думы, районных администраций, протесты прокуроров, решения судов…
Первой публично вопрос о городских районах в краевом центре поставила 1 марта 1991 года газета “Владивосток” – в традиционном тогда ежемесячном опросе читателей был и такой вопрос: “Как вы считаете, действительно ли необходимо административное деление Владивостока на пять районов?”.
34,25 проц. опрошенных читателей ответили: “Районы дробят единую городскую власть на мелкие кусочки и делают ее беспомощной”, 24,84 проц.: “Деление на районы мешает решать общегородские проблемы”, 15,26 проц.: “Деление на районы помогает решать мелкие городские проблемы”. Опираясь на данные этого опроса, газета 30 марта 1991 года сделала вывод: “Таким образом, подавляющее большинство высказалось за ликвидацию во Владивостоке районов и укрепление единой власти города. Эта идея стоит широкого обсуждения”.
Кое-кто из нынешних публицистов, опираясь на этот опрос, делает большие выводы: дескать, в 1991 году большинство горожан высказались за ликвидацию во Владивостоке районов. Напомню, что в опросе газеты “Владивосток” приняли участие 616 читателей. Люди, хоть немного разбирающиеся в социологии, понимают, что это значит. Точно так же нужно относиться к опросу “Наш мэр”, что проводит сейчас газета “Новости”.
По инициативе городского совета народных депутатов 12 июня 1991 года одновременно с выборами президента России во Владивостоке был проведен опрос избирателей: нужен ли городу мэр и нужны ли в городе районные советы. 12 июня номер газеты “Владивосток” вышел с призывом: “Горожане! Скажем “да” – мэру города и “нет” – районным Советам”. Вопрос, как говорится, тогда назрел: и 85 процентов владивостокцев, принявших участие в опросе, высказались за введение в городе должности мэра, а 59 процентов – против районных советов. Мнение, как видим, однозначное, но это, подчеркну, был не референдум (решения которого обязательны), это был опрос общественного мнения.
Городским властям необходимо было, опираясь на результаты опроса, добиваться от соответствующих властных структур законодательного решения вопроса о введении во Владивостоке должности мэра и ликвидации районных представительных органов власти. Но потом был август 1991 года… Другое государство, формирование новой структуры власти… В июне 1993 года владивостокцы избрали мэра города. После октября того же 1993 года тихо скончались советы народных депутатов. Но если в крае представительный орган позже был сформирован, то город и его районы уже 5-й год функционируют без органов представительной власти.
Это было удобно и краевым властям, и городским, и районным. Исполнительной власти власть представительная была не нужна – депутаты мешали бы единолично распоряжаться городскими и районными финансами. У краевых властей был другой резон: городская дума могла бы осложнить и без того непростые взаимоотношения между краем и городом. Евгений Наздратенко так и сказал 15 декабря 1995 года в интервью газете “Владивосток”: “Я против местных выборов. Рановато”. Из чего исходил Наздратенко? Прежде всего из политической ситуации и правовой неопределенности. У такой позиции были свои сторонники и свои противники. Но, подчеркиваю, она была удобна властям, в том числе и городским – и Толстошеину, и Черепкову. И тот, и другой не торопились избирать “на свою шею” депутатов – как городских, так и районных. А вялые попытки выборов в городе наталкивались на столь же вялую реакцию избирателей.
Ситуацию обострил и еще более запутал Виктор Черепков. Устав бороться с назначенными прежним городским руководителем главами районных администраций, он в присущей ему манере решил вопрос кардинально: ликвидировал в городе районы.
Зададим себе 2 вопроса. Первый: имел ли Черепков право ликвидировать в городе районы? И хотя юристы до сих пор спорят об этом, даже элементарный анализ говорит: нет. При советской власти эти решения принимались только на уровне Верховного совета. Да и сейчас, при нынешней демократизации, ликвидация или создание в городе районов не входит в полномочия городского мэра. Но у нас, конечно, особый мэр. Вот недавно некоторые средства массовой информации (к примеру, газета “Утро России”) воспылали негодованием: не допустили, дескать, Черепкова постоять рядом с президентом Белоруссии. Когда такое же написал один из журналистов газеты “Владивосток”, я задал ему один-единственный вопрос: когда Лукашенко посещает Москву, стоит ли рядом с ним во время официальных мероприятий тамошний мэр Юрий Лужков? Ответ был замечательный: дескать, ну зачем сравнивать Лужкова с Черепковым… Мэр-то у нас особый…
И второй вопрос: а лучше ли сделал Черепков горожанам, ликвидировав во Владивостоке районы? Признаюсь, одним из инициаторов включения в 1991 году в мартовский опрос газеты “Владивосток” вопроса по районам был лично я. И ситуация была сугубо личная. Только-только родилась у меня дочь, а жил я тогда на улице Котельникова, что в Первореченском районе, через дорогу – Ленинский район, совсем недалеко - детская поликлиника. Но туда нельзя – другой район, и таскали мы с женой дочку на проспект “Красного знамени”. А там тоже граница районов, через дорогу от той детской поликлиники (первореченской!) - Ленинский район. И кто-то тащил бедных своих ребятишек очень далеко, но зато в “родную” поликлинику. Когда же формировали очередной опросник, предложил я наболевший вопрос. И не случайно, когда зрел в городском совете вопрос по районным советам, началась подготовка к переходу города на более удобную форму управления – по микрорайонам.
Черепков же, ликвидировав районы, попытался сконцентрировать все функции управления городом только в городских структурах. И если раньше люди мучились, добираясь до пяти районных администраций, то теперь им предложили решить все вопросы только в единых городских управлениях, раскиданных в разных углах Владивостока.
Да и торопясь уволить неугодных районных руководителей, он как-то не учел, что в городе нет некоторых крайне необходимых в нашей жизни структур: загсов, к примеру, судов, военкоматов. И получилось: вроде бы районный суд есть, но района самого нет, поэтому суд существует в несуществующем районе… Абракадабра какая-то… Тот же Лужков, ликвидируя в Москве районы, шел к этому долго, года полтора, осторожно реформируя все структуры управления сложным механизмом города. А тут поутру проснулись: не в районе мы уже, а на территории – Виктору Ивановичу так захотелось.
Не только во Владивостоке ломают головы, что делать с районным делением. Кое-где районы (как в Москве) укрупняют, кое-где (как в Санкт-Петербурге), наоборот, разукрупняют – идет поиск новой структуры местного самоуправления. Но только во Владивостоке этот процесс идет по рецептам с улицы Шепеткова.
И я не хочу говорить, что только Виктор Черепков с непонятным упорством пытается доказать всем (и себе лично?), что районов в городе нет. Ведь и прежняя краевая дума в пылу борьбы с нашим мэром умудрилась создать во Владивостоке 5 самостоятельных муниципальных образований. Нет, каждая из сторон пытается внести свою лепту в возню вокруг районов и их представительных органов. Кто-то закрывается вечером в районной администрации, а кто-то, прикрываясь депутатским мандатом, пытается туда ворваться (читаю я признания некоторых краевых депутатов после инцидента в здании Фрунзенской администрации и удивляюсь: позвонили, дескать, им ночью из мэрии, выдернули из постели. Ну и скажите по-честному, кто вам той ночью звонил, кто вас из теплой постели выдергивал, кто за веревочки-то дергает?). И в этой возне уже не могут разобраться не только сами горожане, но и опытные юристы, трактующие одни и те же законы в пользу то ли той, то ли другой стороны – увы, такие у нас юристы и такие законы.
Но я, как житель Владивостока, могу высказать и свое мнение. Лично я считаю, что районы в городе пока нужны и не надо их ломать, не выработав другой, более удобной для Владивостока с его сложным рельефом и безобразным транспортом структуры управления. И не надо торопиться ликвидировать районные администрации – уж лучше решать насущные вопросы в районах, чем где-то в городе. И глав районов лучше выбирать (можно вместе с мэром). А вот думы в районах не нужны, хватит нам и городских депутатов, которые могут сформировать и комитеты по районам – была такая идея у прежнего городского совета.
Повторяю: это лично мое мнение по проблеме, которая навязла у всех на зубах. И решать эту проблему надо. Но только не ночью, с очередного мэрского “озарения”, не в противовес мэру, а с учетом интересов сотен тысяч жителей нашего многострадального города.
Автор: Валерий БАКШИН, главный редактор "В"