Приморью хотят улучшить «легкость ведения бизнеса»

Серьезные льготы планируются только для тех, кто готов вложить в регион от 150 до 500 миллионов рублей

19 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3326 от 19 апр. 2013
О ТОМ, что в Приморье должны прийти инвестиции (внутренние и внешние), говорилось все четыре года, пока шла подготовка к саммиту АТЭС. Мол, построим инфраструктуру – и деньги потянутся к нам сами. Мосты, дороги построили. Деньги не потянулись. Но уже есть понимание того, что больше федеральных вливаний не будет. Следовательно, краевые власти должны найти такое решение, которое позволит привлечь в регион средства извне. Одно из таких решений уже найдено – в Законодательном собрании Приморского края рассмотрены два законопроекта, предусматривающих введение льготного налогообложения для организаций, реализующих на территории Приморского края инвестиционные проекты. Собственно, речь идет о проектах законов «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций» и «О внесении изменения в статью 2 закона Приморского края «О налоге на имущество организаций». Комитет по бюджетно¬налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК обсудил, как привлечь инвесторов. Краевые власти предположили, что повысить инвестиционную привлекательность Приморья можно за счет установления пониженной ставки налога на прибыль и имущество организаций. Но именно тех, которые реализуют на территории региона новые производства, а также проекты в сфере развлечения и спорта.Для получения налоговых льгот в создание нового производства необходимо вложить не менее 150 млн рублей за три года, или не менее 500 млн рублей в течение пяти лет. Ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в краевой бюджет, для таких организаций предлагается установить нулевую в первые пять лет работы, а в следующие пять лет – пять процентов. Первые пять лет с момента постановки такого имущества на баланс планируется освободить организации от налогов на имущество и в размере 0,5 процента – в течение последующих пяти лет. При этом речь идет о вновь созданном или приобретенном имуществе, которое предназначено для реализации инвестиционного проекта. Политическая экономика или экономическая политика?По мнению краевого депутата Геннадия Лазарева, для привлечения бизнеса необходимо создать понятные и привлекательные условия. «Как мы видим, после саммита АТЭС экономического бума в Приморье не наблюдается. Более того, по ряду отраслей идет спад, поэтому нам очень важно создать такие условия, чтобы предпринимателям – представителям среднего бизнеса стало выгодно развивать свои производства. Инвесторы придут только тогда, когда будут понятны правила игры», – отметил парламентарий. Как отмечают разработчики законопроектов, их принятие позволит частично заменить бюджетные инвестиции частными. При этом такой инвестиционный проект должен быть направлен на создание высокопроизводительных рабочих мест и реализовываться в различных сферах экономики Приморья. Тут, правда, следует оговориться. Даже среди краевых депутатов сегодня по вопросу привлечения инвестиций не всегда есть согласие. Например, депутат Владимир Беспалов высказывает опасения:– В принципе, идея хорошая, но ее нужно дорабатывать. Необходимо внимательно посчитать, что мы приобретаем, а что теряем в случае принятия. Налог на прибыль обеспечивает основную часть краевого бюджета – около 15 млрд рублей в год, налог на имущество – чуть меньше. Судя по тем материалам, которые есть по проектам, первые несколько лет бюджет недополучит значительные суммы. Однако нас убеждают, что в скором времени появятся новые рабочие места, а значит, и поступление в казну в виде подоходного налога. Но до тех пор, пока это произойдет, образуется огромная яма за несколько лет. Уменьшение доходной части повлечет за собой большие расходы. Например, Пушкинская депрессия – километры водовода стоимостью 4 млрд рублей переданы в КГУП «Примводоканал», с которого теперь мы недополучаем более 200 млн рублей в год. Налоговые послабления – тупиковый путь, на мой взгляд. Депутат Дмитрий Новиков воспринимает новые законодательные инициативы более позитивно:– Мне импонирует то, что среди прочих законопроектов об инвестициях этот проект прописывает более-­менее конкретные льготы за конкретные действия и конкретные суммы инвестиций. Два этих законопроекта создают для инвесторов понятные правила игры, чего не было в предыдущие годы, когда тоже много говорилось о создании инвестиционной привлекательности. Но такая привлекательность формируется четкими действиями и понятными для инвестора решениями. Сделать бизнес легкимСвое мнение об инвестиционном законодательстве высказал и еще один человек, к мнению которого принято прислушиваться, – Тагир Хузиятов, профессор кафедры мировой экономики ДВФУ:– Как известно, Государственная дума РФ рассматривает аналогичные поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на повышение инвестиционной привлекательности восточных регионов страны. В то же время следует понимать, что налоговые льготы могут быть результативными только в том случае, если они будут осуществляться как часть системной работы по совершенствованию нормативно¬правового регулирования предпринимательской деятельности. В этом смысле полезным ориентиром не только для страны, но и для региона может быть индекс группы Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса». Методика исследования и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий. Индекс «Легкость ведения бизнеса» включает такие параметры, как регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, регистрация прав собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 185 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса». В частности, среди 30 исследованных городов России Владивосток занимает 15-е место, заметно уступая лидерам по таким критериям, как получение разрешений на строительство и подключение к системе энергоснабжения…

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Кристина ОЛЕЙНИК