Затихающий гудок
КРУПНЕЙШИЙ монополист России — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — намерен с помощью государственных средств вложиться в развитие эпохального долгостроя советских времен – Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). В конце минувшей недели президент России Владимир Путин пообещал главе РЖД Владимиру Якунину выделить на эти цели 200 млрд рублей из резервных фондов страны.
Между тем РЖД стремительно уходит из такого направления железнодорожной деятельности, как пригородные железнодорожные перевозки. Эта сфера убыточна с точки зрения бизнеса, но с социальной – востребована малообеспеченными слоями населения. В регионах пригородные перевозки обеспечиваются дочерними компаниями РЖД. Они платят своей «матери» арендную плату за вагоны и инфраструктуру, но никакой компенсации (разницы между низким социально доступным тарифом и высокой себестоимостью перевозок) от нее не получают. Получали до последнего времени субсидии из федерального и региональных бюджетов. Но с этого года и в течение ближайших двух лет федеральный бюджет — согласно решению правительства — резко сводит на нет финансирование пассажирских перевозок, полностью переложив эту ношу на бюджеты субъектов федерации. Подобный расклад ощутимо ударил по одной из дочерних компаний РЖД – ОАО «Экспресс Приморья» (51 процент акций принадлежит ОАО «РЖД», остальные 49 — администрации Приморского края).– Мы осуществляем пассажирские перевозки не только в Приморском крае, но и в других субъектах федерации на территории Дальнего Востока. И сейчас вынуждены до 1 июня убрать с железных дорог Амурской области 12 пригородных поездов. В результате вынужденного сокращения штатов без работы останутся около 300 человек – проводников, кассиров, машинистов, – сообщила «В» менеджер по коммуникационной деятельности ОАО «Экспресс Приморья» Ирина Сапрыкина.Причина такого исхода проста: власти Амурской области не находят желаемым и возможным брать на себя расходы по субсидированию убыточных перевозок, осуществляемых к тому же компанией, зарегистрированной в другом субъекте федерации. Что касается Приморья, то краевые власти согласились до конца года субсидировать перевозку пассажиров «Экспрессом Приморья» на сумму в 105 млн рублей. Но даже с учетом этого потери от разницы между высокой себестоимостью поездок и низкой ценой на билеты (хотя последние выросли по сравнению с декабрем прошлого года на 10¬15 процентов) составляют для компании 301 млн рублей. А что будет в 2014 году — неизвестно. Как сообщили «В» в департаменте промышленности и транспорта администрации края, речи о заключении договора с ОАО «Экспресс Приморья» на следующий год пока не идет.
Автор: Эдвард ПЕТРОВСКИЙ