Затихающий гудок

КРУПНЕЙШИЙ монополист России — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — намерен с помощью государственных средств вложиться в развитие эпохального долгостроя советских времен – Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). В конце минувшей недели президент России Владимир Путин пообещал главе РЖД Владимиру Якунину выделить на эти цели 200 млрд рублей из резервных фондов страны.

10 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3320 от 10 апр. 2013

Между тем РЖД стремительно уходит из такого направления железнодорожной деятельности, как пригородные железнодорожные перевозки. Эта сфера убыточна с точки зрения бизнеса, но с социальной – востребована малообеспеченными слоями населения. В регионах пригородные перевозки обеспечиваются дочерними компаниями РЖД. Они платят своей «матери» арендную плату за вагоны и инфраструктуру, но никакой компенсации (разницы между низким социально доступным тарифом и высокой себестоимостью перевозок) от нее не получают. Получали до последнего времени субсидии из федерального и региональных бюджетов. Но с этого года и в течение ближайших двух лет федеральный бюджет — согласно решению правительства — резко сводит на нет финансирование пассажирских перевозок, полностью переложив эту ношу на бюджеты субъектов федерации. Подобный расклад ощутимо ударил по одной из дочерних компаний РЖД – ОАО «Экспресс Приморья» (51 процент акций принадлежит ОАО «РЖД», остальные 49 — администрации Приморского края).– Мы осуществляем пассажирские перевозки не только в Приморском крае, но и в других субъектах федерации на территории Дальнего Востока. И сейчас вынуждены до 1 июня убрать с железных дорог Амурской области 12 пригородных поездов. В результате вынужденного сокращения штатов без работы останутся около 300 человек – проводников, кассиров, машинистов, – сообщила «В» менеджер по коммуникационной деятельности ОАО «Экспресс Приморья» Ирина Сапрыкина.Причина такого исхода проста: власти Амурской области не находят желаемым и возможным брать на себя расходы по субсидированию убыточных перевозок, осуществляемых к тому же компанией, зарегистрированной в другом субъекте федерации. Что касается Приморья, то краевые власти согласились до конца года субсидировать перевозку пассажиров «Экспрессом Приморья» на сумму в 105 млн рублей. Но даже с учетом этого потери от разницы между высокой себестоимостью поездок и низкой ценой на билеты (хотя последние выросли по сравнению с декабрем прошлого года на 10¬15 процентов) составляют для компании 301 млн рублей. А что будет в 2014 году — неизвестно. Как сообщили «В» в департаменте промышленности и транспорта администрации края, речи о заключении договора с ОАО «Экспресс Приморья» на следующий год пока не идет.