Кто везет, тот и таксист

Новый закон «О такси» от бомбил не избавил ВТОРОЙ год российские таксомоторные компании подчиняются принятому закону «О такси». По поводу новых требований было много толков, неясных моментов, но, как бы то ни было, все им подчинились. Или почти все? Наши эксперты пытаются обрисовать картину сегодняшнего дня.

5 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3318 от 5 апр. 2013
4297bafb269361320af9da6562af03aa.jpg Напомним: согласно новым требованиям автомобили каждые полгода должны проходить государственный техосмотр. Перед выездом на маршрут для водителя обязателен медицинский осмотр, а для автомобилей — контроль технического состояния. Каждая машина должна быть оснащена опознавательными знаками — желтым фонарем и наклейкой с шашечками и таксометром, выдающим чек. Все такси должны быть одного цвета, а в компаниях – проводиться плановые и внеплановые проверки. За несоблюдение правил владельцы привлекаются к ответственности.По идее, поправки призваны убрать с рынка нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасность пассажиров при поездке в такси. Но для Владивостока – самого автомобилизированного города страны – закон обернулся, по мнению перевозчиков, сжатием рынка. Бизнес проселСогласно статистическим данным, в столице Приморья выдано 4169 разрешений на перевозку пассажиров и багажа в легковом такси. Какая часть работает нелегально – остается только догадываться. Однако, как оказалось, серьезный урон рынку легальных перевозок оказывают вовсе не бомбилы «с обочины», а серьезная сетевая компания.– Для добросовестных компаний ничего не изменилось, впрочем, как и для недобросовестных, потому что у нас появилась на рынке некая сетевая компания, – говорит председатель Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов. – Она принимает заказы от клиентов, которых перевозят не штатные сотрудники фирмы, а фактически бомбилы, согласные отчислять за каждую заявку небольшой процент компании. При этом фирма мало того что не видит своего сотрудника в лицо, но даже не требует каких-­либо документов, удостоверяющих личность или водительский стаж «работника». Так что качество услуг никто не контролирует, и спросить за них не с кого. Руководство этой фирмы недоступно для приморцев – они якобы за границей находятся. Теперь эта фирма является основным и крупнейшим перевозчиком в Приморском крае и Владивостоке. Но ни бюджет города, ни бюджет края никаких платежей и налогов от нее не получает, потому как головной офис находится за пределами страны, управление бизнесом осуществляется дистанционно. Работая с бомбилами, компания может позволить себе демпинговать в сфере коротких перевозок, набирая огромное количество заявок. Прокуратура и другие контролирующие органы пытались навести порядок, но пока безрезультатно. Фирма стала выплачивать за своих водителей штрафы по 5 тысяч рублей, но эти санкции особенно не повлияли на прибыльность сети и «задавить» ее никак нельзя.Приморские таксомоторные компании замечают: количество заявок уменьшилось. Кивают на сетевую компанию, агрессивно захватывающую рынок и имеющую возможность предложить низкий прайс, на удорожание жизни и даже на то, что все больше людей стали пользоваться общественным и собственным транспортом. Бизнес очень просел, уверяют перевозчики, доходы компаний упали на тридцать процентов, в то время как стоимость услуг не выросла из¬за жесткой конкуренции.Гастарбайтеры по-прежнему таксуют, но уже с меньшим успехом. Многие из них уже оформились в ИП и не дают своим же бывшим коллегам бомбить. Впрочем, самих индивидуальных предпринимателей совсем немного – около ста. После того как было введено постановление о повышении отчислений в Пенсионный фонд, их стало еще меньше – за последний месяц более 20 процентов ИП закрылись. Вскоре не будет и их. Почему? Да потому, что к нам идет другая крупная сетевая компания, которая съест 70 процентов рынка пассажирских перевозок.– Мы не в состоянии конкурировать с сетевиками, – объясняет директор «Прим­автолайн» Тарас Панасюк, – потому что они экономят на том, на чем законопослушные перевозчики экономить не могут: на зарплатах сотрудникам, на налогах, содержании транспорта – то есть не несут расходов, обязательных для нас. У них диспетчерские службы в других городах. Даже бывают курьезные ситуации, когда автомобиль приезжает по вашему адресу, но в другом городе. Вот такая ирония судьбы.В общем, с принятием закона подпольных таксистов меньше не стало, хотя мы и надеялись. С официальных фирм, в свою очередь, стали больше спрашивать – только с начала 2013 года нас проверяли пять раз. Строят жалкую овечку– Я лично за то, чтобы нелегалам, тем же мигрантам, дали работать, – говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов Владимир Кузнецов. – Из 10 перевозчиков сейчас 9 работают без лицензии. Так почему бы их не взять под шефство какой-­либо компании и не оформить? Тогда и в бюджет доходы будут поступать, и регулировать этот рынок будет проще. Мигранты в большинстве своем люди трудолюбивые и законопослушные. На автобусах у нас ведь тоже работают граждане из ближнего зарубежья, однако в сфере общественного транспорта нет такого беспорядка, потому что администрация Владивостока все взяла под контроль. Почему не упорядочить рынок коммерческих перевозок? Ни у кого таджики и узбеки работу не отнимут, потому как займут свою нишу на рынке.Наши соотечественники не находятся в таком уж бедственном положении, как они это представляют: все хотят заработать много денег на пустом месте, попросту обдирая клиентов. И такая ситуация складывается не только в Приморье.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»