Аргументы против «не хочу»

Что это, возрастное явление или огрехи воспитания?

3 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3316 от 3 апр. 2013
08f799a0ba2f4c6d0bcff9b038b39bb5.jpg – НЕ БУДУ, не пойду, не хочуууу! – надрывался малыш в коридоре детской стоматологии. Ну что ж, его как раз понять можно, иногда даже нам, несмотря на все прожитые десятилетия, хочется устроить что-то подобное перед кабинетом зубного врача. Это «не хочу» понятно и логично. Но что делать, если твой ребеночек, который для тебя словно раскрытая книга, слова и поступки которого ты можешь предугадать за несколько ходов, на привычную просьбу заявляет «не хочу»?! Правильно, оправившись от шока, мы начинаем размышлять: почему? И как реагировать?Каждому возрасту свое «нет»Между тем психологи даже придумали этому «не хочу» определение – «детский негативизм», которое означает вид психологического протеста на требования взрослых. С помощью «не буду», «не хочу» он хочет отстоять права своей личности.Негативизм – форма протеста, свойственная нормальному процессу развития здорового ребенка. Этот психологический этап становления новой личности такой же важный, как и этап физического развития, например, первые самостоятельные шаги. Поэтому расстраиваться и паниковать родителям не стоит, а всего лишь нужно внести изменения и коррективы в свое поведение и отношения с ребенком. Любой заботливый и понимающий родитель порадуется, услышав первое и повторяющееся «нет!», но расслабляться тоже нельзя, ведь от того, как вы себя поведете в конкретной ситуации, зависят дальнейшие ваши с ним взаимоотношения.Как и любой нормальный процесс в развитии нового человека, детский негативизм имеет свои временные рамки, или, другими словами, фазы.Фаза первая. Проявляется у малыша практически сразу же, как он начинает говорить (вспомните, «не хочу» появилось практически сразу же в лексиконе вашего чада), а длится приблизительно до трех лет (но эти рамки очень индивидуальны). На данном этапе дитя знакомится с новыми, совершенно незнакомыми ранее ощущениями, эмоциями, такими как гнев, агрессия, которые следуют за отказом на принуждение со стороны мамы или папы, например, к купанию, одеванию или принятию пищи. Необходимо помнить, что запретить так вести себя вы ему не можете, но и потаканием можно только усугубить ситуацию. Второй этап обычно приходится на шесть лет (впрочем, временные рамки и здесь очень индивидуальны). В этом возрасте отрицание более обоснованно, если так можно выразиться. Чадо наотрез отказывается выполнить какое­-либо действие, которое выполняло раньше без трудностей, или делает вид, что не слышит просьбы…Лом – это не приемНе стоит воспринимать такое поведение как попытку вам насолить или разозлить. И не переусердствуйте с наказанием, в противном случае детеныш просто замкнется… Рецепты для родителей и в этом, и в предыдущем случае практически хрестоматийны.Необходимо четко определить границы поведения отпрыска. Знайте, вседозволенность порождает только негативные качества в детской психике. Маленький человечек проверяет мир на прочность, и вас в том числе, вы ведь его составляющая. Ему жизненно необходимо знать границы, что можно, а что нельзя и почему, – это придает ему уверенности в вас, так как он в любой ситуации может на вас рассчитывать и положиться. Очень важно, чтобы каждое ваше «нельзя» было в сопровождении альтернативного «можно» и четкого объяснения, почему все-­таки «нельзя».Соблюдайте последовательность ваших слов и действий. Если уж запретили: «никаких конфет», «телевизора уже достаточно», к примеру, то изменить свое решение уже нельзя. Иначе ребенок начнет вами манипулировать.Важно, чтобы требования к ребенку были одинаковыми со стороны всех членов семьи, и если устанавливаются запреты, то придерживаться их должны все. Чтобы не было «мама плохая потому, что запрещает, пойду лучше к папе – он разрешит». В противном случае и вы, и ваше чадо проблем в будущем не оберетесь…По возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а значит – защищенности.Одобряйте и хвалите свое чадо даже за самые мелкие, непозитивные действия и игнорируйте негативные. Проверяя мир и вас на прочность, он может искать новые методы воздействия на вас, если заподозрит и увидит хоть каплю сомнения в вашей решимости, и на эту каплю он сможет надавить для достижения своей цели.Уроки в розовых тонахСовсем особая тема «не хочу делать уроки». Для этого случая, пожалуйста, небольшая выжимка психологических советов. По идее, если их придерживаться, то к концу первого класса механизм приготовления «домашки» будет работать как швейцарские часы!С первых школьных дней для малыша важно понять: уроки должны быть выполнены, невзирая ни на какие бытовые катаклизмы, будь то приход гостей, интересный фильм по телевизору, поход в театр или просто хорошая погода. Исключение – только болезнь.Если пару раз дадите слабинку, ребенок и в дальнейшем будет пытаться оправдывать свою лень самыми неимоверными причинами! Все-таки домашнее задание это не бессмысленная нагрузка: во¬первых, это способ лучше усвоить полученные на уроке знания, а во-вторых, очень действенный метод воспитания ответственности, трудолюбия и самостоятельности – качеств, без которых успешному человеку никак не обойтись.Нередко родители, сами того не осознавая, внушают ребенку мысль, что уроки – это не важно. Например, мы можем прервать занятия, позвав малыша обедать или выполнить какое­-нибудь поручение. Постепенно у ребенка формируется уверенность: уроки можно отложить ради другого дела.Дайте ребенку понять, что учеба – это одно из самых важных дел его жизни. Она сравнима с вашей работой – в важности которой малыш конечно же не сомневается!Приучайте маленького школьника делать уроки, как только их задали, а не откладывать в долгий ящик.Пусть все, связанное с выполнением домашних заданий, будет окрашено для ребенка в положительные тона: никаких криков, упреков и принуждений. Только мягкое убеждение, необходимая помощь и оптимистичный настрой!И никаких «потом»!Если вы думаете, что по прохождении кризиса шести­-восьми лет проблемы с детским негативизмом остались далеко позади, то вы глубоко ошибаетесь. Вполне может и такое случится: на вашу обычную просьбу вроде «помой посуду» или «вынеси мусор» вместо уже ставшего привычным выполнения вы получаете безапелляционное «не хочу». Что это? Возрастное явление, которое можно пережить, либо огрехи в воспитании. И что в этом случае нужно делать? По большому счету это нормально, когда ребенок не хочет мыть посуду, пылесосить ковры! Спросите себя и ответьте, только честно: вы сами с большим энтузиазмом отправляетесь мыть ту же посуду? И делать генеральную уборку? Я в этом сомневаюсь. Другое дело, что для борьбы с нашим «не хочу» есть выработанное годами железное и от этого не менее противное «надо». Вот и детеныш найдет тысячу более интересных занятий, иногда только для отмазки он начинает что-­нибудь придумывать: «ой, мама, у меня чего-то живот болит» или «у меня еще такая куча уроков» (ну вспомните себя в его годы), а иногда рубит правду-матку. Что вам больше нравится? По­моему, второй, правдивый вариант лучше. Во всяком случае, не приходится трясущимися руками хватать телефон и вызвать «скорую»: «Ой, а вдруг это аппендицит»… Но и в этом возрасте с «не хочу» нужно что-­то делать, иначе войдет в привычку, так и не дав сформироваться противному,но крайне необходимому «надо».– Это опять же провокация родителей, – поясняет детский психолог Надежда Соболева. – Что будет, если он будет вести себя как взрослый, отказываясь что­-либо выполнять, не объясняя при этом причину. Это, если угодно, попытка утвердить свои права.Что делать? Предложите вариантыВариант первый. Хорошо, сейчас нет. А когда? Только слово «потом» не принимается. «Потом» – это может быть и завтра, и через год. Требуйте конкретного времени исполнения.Или оставьте за собой право поступить так же, предупредив его об этом (знаете, земля круглая, попроси меня о чем-­нибудь…) и обязательно подтвердив эту угрозу на практике.И напоследок совет более, наверное, гастрономический, нежели терапевтический: если детеныш стал упрямым и раздражительным независимо от возраста, «укомплектуйте» его рацион молочными и кисломолочными продуктами, кормите его мультивитаминами с достаточным содержанием кальция.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО