Миллион за идею

Учителя Владивостока обменяются опытом и познакомятся с инновациями

28 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3313 от 28 март 2013
f5adc8148ba9080b421fbfb7f091fc11.jpg В СТОЛИЦЕ Приморья состоялся ставший уже традиционным фестиваль образовательных инноваций.В гимназии № 1 краевого центра собрались представители всех школ города, а также педагоги из Уссурийска и Артема. Дискуссии, мастер-классы, форум молодых специалистов, выставка инновационных проектов – вот далеко не все мероприятия, вошедшие в плотное расписание фестиваля.– Ваше активное участие в работе форума, уважаемые педагоги, говорит о том, что вы находитесь в постоянном поиске, на передовом рубеже науки и педагогических новаций, – сказал, открывая фестиваль, глава Владивостока Игорь Пушкарев. – От уровня дошкольного и школьного образования во многом зависит будущее и наше, и нашего города. Последние годы мы стараемся вкладывать весомые средства в образование, чтобы наши школы, детские сады были современными, оборудованными всем необходимым, чтобы в них было приятно учиться и работать. Ведутся постоянные закупки новых парт, интерактивных досок, современных лабораторных комплексов для кабинетов физики, химии, постоянно обновляется и пополняется компьютерный парк. Только в этом году 44 школы получат новые интерактивные доски. Но самая главная ценность – педагогические кадры. Будет ребятам интересно на уроках, сформируется у них тяга к знаниям, значит, появятся вскоре в городе талантливые инженеры, увлеченные врачи, молодые учителя… Они будут жить во Владивостоке, найдут здесь возможности для реализации и приложения своих усилий. В это я верю и об этом мечтаю.У вас счастливая работа: вы всегда с детьми, с молодежью, а ведь именно они творцы будущего. Если к детям внимательно прислушиваться, они никогда не дадут состариться!Нет ничего важнее опытаФестиваль образовательных инноваций прошел в краевом центре уже в пятый раз.– Мы считаем, что важность фестиваля трудно переоценить, – уверяет Людмила Чижова, исполняющая обязанности заместителя начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. – В первую очередь это информационная площадка, на которой учителя школ Владивостока могут не только представить свой проект (а для педагогов сегодня это важно, в том числе с точки зрения прохождения аттестации), но и узнать об опыте работы своих коллег. Подобный обмен чрезвычайно важен, к примеру, когда о своей работе рассказывают учителя школ, где ребята показывают самые высокие баллы по ЕГЭ. Именно для обмена опытом во время фестиваля у нас проводится традиционная конференция «Обновление содержания образования и образовательных технологий». На конференции ведется работа по секциям, в этом году в ней примут участие преподаватели московской академии повышения квалификации работников образования, специалисты издательства «Дрофа». Они представят новые учебники по тем или иным курсам школьных дисциплин. Согласитесь, далеко не все учителя нашего города имеют возможность провести консультации с такими опытными специалистами.По итогам фестиваля мы всегда издаем сборник, в который входят тезисы выступлений педагогов в секциях, и он распространяется во всех школах Владивостока. Также проводим выставку учебной и методической литературы и продукции, приглашаем на фестиваль профессионалов из вузов города и не только.Второй день фестиваля был отдан для работы с молодыми специалистами, причем не только с педагогами, но и с менеджерами в сфере образования (директора, завучи). Он состоялся на базе школы № 13, а для менеджеров в сфере образования – со стажем до пяти лет – на базе гимназии № 1. С молодыми специалистами работали профессионалы из городского методического совета, ВГУЭС. Также в работе фестиваля приняли участие и преподаватели из ДВФУ, академии искусств, мастер¬класс провел специалист Института Конфуция.– Кроме того, – говорит Людмила Ивановна, – в этом году впервые в рамках фестиваля прошли панельные дискуссии. Мы взяли две актуальные темы: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы и перспективы» и «Реализация федеральных государственных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования». Первую тему обсуждали руководители школ, вторую – учителя начальных классов, которые уже два года отработали по ФГОС и имеют как положительный опыт, так и проблемы, которые тоже нужно обсудить. Формат дискуссии предполагает свободное общение между всеми участниками.Победа – залог развитияОдним из главных событий фестиваля стало подведение итогов и объявление победителей конкурса инновационных программ среди школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Владивостока…– Конкурс мы проводим уже не первый год в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие и укрепление материально-­технической базы муниципальных образовательных учреждений», – говорит Людмила Чижова. На фестивале все участники конкурса инновационных программ среди школ, детских садов и учреждений дополнительного образования провели выставку своих программ развития – она развернулась на двух этажах в гимназии № 1. Глава Владивостока осмотрел почти все стенды, ему рассказали об основных достижениях школ и программах, которые реализуют учреждения образования. На баннерах было показано основное содержание программ развития образовательных учреждений. Те учреждения, которые стали победителями конкурса в прошлом году, провели презентационные площадки и показали, как в течение года они работали по программе развития, чего им удалось достичь.У нас есть очень интересные программы, которые были реализованы после победы в конкурсе в прошлые годы. К примеру, Технический лицей получил грант на развитие программы по созданию информационного центра; школа №28 выдвинула программу развития связей между школой и страной-­носителем того языка, который в этой школе изучается. И после внедрения этой программы численность учащихся, которые стали изучать корейский язык, в школе значительно увеличилась.В этом году в конкурсе приняли участие 18 школ, 7 детских садов и 5 учреждений дополнительного образования. По итогам конкурса победители получат гранты на реализацию тех программ, которые они описали в конкурсных документах. Школы, занявшие четыре призовых места, получат по миллиону рублей, четыре детских сада – по 500 тысяч рублей, что касается учреждений дополнительного образования, то победитель получит 400 тысяч рублей, а те, кто занял второе и третье места, – 300 тысяч.Эти деньги в течение года они должны направить на реализацию тех инновационных программ, которые представляли в конкурсе. Чтобы стать победителем в конкурсе, образовательное учреждение должно было представить такую программу, которая действительно была бы инновационной, стала бы толчком к дальнейшему развитию школы или детского сада. В состав экспертного совета, который оценивал инновационные программы, представленные на конкурс, традиционно входят представители общественных организаций, связанных с образованием: клуб менеджеров образования, школа прав человека, профсоюзная организация работников образования, в этом году мы также ввели в состав экспертов представителей общественной организации «Венец» и средств массовой информации. Победителями конкурса стали: среди школ – гимназия № 1, школа № 6, школа № 26 и школа № 77; среди детских садов – детский сад № 78, № 125, № 155, №172; среди учреждений дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа «Бастион», Дом пионеров и школьников Ленинского района, центр дополнительного образования детей и подростков.Школы¬победители представляли разные направления развития: гимназия № 1 подготовила программу создания условий для развития предметов естественно­научного цикла; школа № 6 – углубленного изучения восточных языков; школа № 26 собирается формировать компетентностный подход в образовательном учреждении, это сейчас очень важно, чтобы выпускники имели и активную жизненную позицию, и умение учиться; школа № 77 поставила перед собой задачу развития воспитательной системы в школе. Детские сады обращали большое внимание на создание здоровьесберегающей среды, на программы развития, основанные на федеральных государственных требованиях (сегодня много говорится о том, что необходимы госстандарты и для дошкольных учреждений); на музыкальное и эстетическое образование детей.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ