Экспонаты будут проверять на посетителях

Музей имени Арсеньева решил обновиться и измениться

27 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3312 от 27 март 2013
fb880c0f2a3464c5eb9987bed08409ed.jpg В ОДНОМ из прошлых номеров «В» писал о том, что в Приморском государственном музее имени Арсеньева идет большой ремонт. Рассказали и о сюрпризах, преподносимых им. Один барельеф в стиле соцреализма чего стоит: революционных матросов обнаружили под обшивкой стен второго этажа. Думаем, нашим читателям интересно, каким мы увидим старейший музей края после окончания работ.Ремонт музею был не просто необходим – по сути, это был жизненно важный вопрос. И дело не только в безопасности посетителей или фондов, но и в том, сможет ли самый крупный на Дальнем Востоке музей стать по-настоящему современным, пойти в ногу со временем, ответить на его вызовы.Когда ремонт будет завершен, посетителей ждет немало интересного. А что именно – рассказал Виктор Шалай, директор Приморского государственного музея имени Арсеньева, проведя корреспондентов «В» по пахнущим краской и штукатуркой этажам музея…Декорации – прошлый векНачалась наша беседа с залов второго этажа – там, где еще совсем недавно находилась экспозиция «Старый Владивосток». 25 лет она не менялась и, разумеется, устарела и композиционно, и научно, и морально. По большому счету, она себя выработала… – Прежде чем поставить здесь после ремонта какую-то постоянную – на несколько лет – экспозицию, мы проведем серию полугодовых выставок, которые будут поэтапно рассказывать об истории дореволюционного Владивостока, Владивостока начала прошлого века, – обещает Виктор Алексеевич. – Залы будут оформлены просто, не отягощены декоративными элементами – в экспозициях должны работать экспонаты, правильный свет, звук… Ведь не так важно, что человек запомнил, важно, что он пережил в связи с этим. Вот на втором этаже четверть века в рамках одной и той же экспозиции стояли одни и те же экспонаты. Но сегодня наши фонды изрядно пополнились, и нам есть что показать. Многие экспонаты будем проверять на зрителях, на их реакции. И сменные выставки, кстати, в этом тоже очень помогут. Брать декорациями – это позапрошлый век. Иногда в экспозиции может не быть ни одного старого предмета, но один звук, правильное освещение могут дать такой силы впечатление, что иного и не потребуется. Но от старины мы не отказываемся, ведь музей располагается в историческом здании, в доме, который сам по себе заслуживает уважения. Потому наш ремонт скорее косметический. Меняем мраморный, но устаревший пол, потолок, устанавливаем музейную систему подвесов. Разумеется, решаем вопросы противопожарной безопасности.Под удэгейские напевыСерьезной переделке подвергнется зал с экспозицией о малых коренных народах Приморья. Сейчас разрабатывается сценарий этой экспозиции, чтобы включить в нее имеющиеся у музея уникальные экспонаты – голосовые. В фондах хранятся записи напевов, сказок, преданий, собранных в фольклорных экспедициях. Подобный антураж работает куда лучше, чем рассказы экскурсоводов. Использование подлинных голосов вместе с показом материального наследия – костюмами, орудиями труда, оружием – дает уникальный эффект проникновения в культуру аборигенов. – А дальше, прямо из этого зала, есть заложенный проход в комнату, которая использовалась как одно из хранилищ, – показывает Виктор Шалай. – Проход восстановят, и комната станет частью экспозиции. Там сохранилась дивная лепнина, и именно там мы решили создать так называемый кабинет исследователей. Мы постараемся воссоздать здесь атмосферу кабинета моряка¬интеллектуала, исследователя пространств Дальнего Востока и Приморья. Хотим рассказать о мире картографических путешествий, в котором Владивосток и Приморье играют очень важную роль. На протяжении всего XIX века и начала XX именно интеллектуальные усилия таких людей, как Муравьев-­Амурский, Невельской, Арсеньев, были направлены на освоение этих огромных просторов на карте. Они умели – без Интернета и карт Гугла – жить в таком мире, масштабы которого мы даже представить себе не можем. Вот такой кабинет, такую атмосферу мы хотим создать…Переезд по принципу доминоКак известно, здание на Светланской, 20 никогда не планировалось как музейное. И много лет музей имени Арсеньева осваивал его по принципу «что есть, то и используем». Сегодня подобный подход безнадежно устарел. – Меняя экспозицию, мы решили поменять и саму логистику внутри здания, – говорит Виктор Шалай, –наконец создать в музее собственно офисную часть – кабинеты, служебный вход… Будучи людьми, неизбалованными ресурсами, мы стараемся извлечь максимум из имеющегося. Начиная ремонт, мы сразу же поняли, что не можем провести его, не решив проблему движения внутри музея. Так сложилось, что служебный вход и вход для посетителей у нас объединены. А сотрудники попадают в свои кабинеты через залы с экспозицией. И посетитель, попав в музей, слышит звонки, разговоры тех, кто здесь работает. Это неправильно, это отвлекает… Нам нужно было решиться и совершить масштабный переезд внутри здания. Одновременно с этим мы попытались решить проблему дефицита хранилищ в музее. У нас почти полмиллиона единиц хранения. И все это складировалось в не самых удачных помещениях, в шкафах а­ля «Березка». Наши хранители совершали подвиг, сохраняя уникальный фонд, но нарушая требования противопожарной безопасности. Но когда мы получили деньги на закупку современного оборудования для хранения, оказалось, что в прежние помещения оно просто не входит. Поэтому нам и пришлось вести бесконечный переезд. Разработали сложный план по принципу домино: кто, куда и за кем переезжает. Кстати говоря, начали с моего кабинета. Сегодня там расположено хранилище фотодокументов. Постепенно соберем все кабинеты в одном крыле здания – на Алеутской, и вход здесь станет только служебным. Прощай, «Клио»Переделок в здании музея сегодня очень много. К примеру, ушли в прошлое Синий зал и салон «Клио»…– Конечно, было удобно иметь в центре города конференц-­зал на 140 посадочных мест, но для нас это роскошь, – признался Шалай. – На месте этого зала появятся несколько кабинетов – удобных, современных. Создадим также небольшую, но функциональную библиотеку. Лекционный зал будет располагаться в другом месте – там, где раньше был салон «Клио». Кстати, что касается «Клио»… Когда мы сорвали со стен салона старую плюшевую обшивку и подвесной потолок, то обнаружили кирпичную кладку начала прошлого века, элементы лепнины… Теперь наша задача – максимально сохранить это застывшее время… Мы хотим сделать здесь небольшой лекционный зал – на 70 мест – с импровизированной сценой. Но пока не можем найти реставраторов, которые выполнили бы наши задумки. Потерять легко, а найти в городе подобное истинное, аутентичное пространство уже почти невозможно… Что касается сроков реконструкции, то стараемся двигаться максимально быстрыми темпами, при этом не закрываясь для основной работы. Вскоре пройдет реконструкция вестибюля, в котором будет система электронной продажи билетов и уникальный дизайн которого нам разработали ребята из «Concrete Jungle». Они уже изменили холл перед уборными – те, кто видел, поймут, в чем разница. Так что музей предстанет перед посетителями обновленным, интересным, современным. Кстати говоря, наша работа уже дает плоды. За последний год нам удалось почти в пять раз поднять посещаемость. А выставка акварелей Великой княгини Ольги Александровны привлекла в десять раз больше посетителей, чем обычно. Этот темп мы постараемся удержать.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ