Чтобы быть успешным, необязательно быть умным!
Что такое социальный интеллект и зачем он нам нужен?
УЧЕНЫЕ доказали: у человека с высоким социальным интеллектом, даже если он не обладает незаурядными способностями в той или иной области, не обладает широкими познаниями об окружающем мире, гораздо больше шансов стать успешным, нежели у просто обладателя высокого IQ.Объясняется эта улыбка природы весьма просто: социально развитый человек адекватно оценивает себя, свои способности, знания, умения, навыки, а также умеет устанавливать очень результативные связи с другими людьми. Более того, проводились исследования, которые показали: у одаренных людей с высоким интеллектом снижен социальный интеллект. То есть они полностью отдаются одному направлению и при этом не умеют ориентироваться в окружающем мире. Плохой опыт – тоже опыт – В идеале социальный интеллект формируется с самого рождения, потому как главные факторы для его развития – психологические, физиологические, генетика, то есть все то, что дает семья, – рассказывает детский психолог Надежда Соболева.В три года ребенка отдают в детский сад, поэтому уже к этому времени у малыша должны сформироваться зачатки социального интеллекта. То есть он в состоянии улавливать эмоции других людей и адекватно реагировать на поведение сверстников, взрослых. Он уже понимает запреты, слова «нельзя», «плохо» и др. Кстати, обиды сверстников, повышение голоса другого взрослого – это тоже опыт, развитие социальных навыков. – Для того чтобы ребенок вышел в этот мир с открытым сердцем и с открытой душой, его нужно сопровождать, – продолжает Надежда Геннадьевна. – И мамы-папы в этом становлении играют очень важную роль. Если у самого родителя социальный интеллект снижен, он не умеет читать эмоции других людей, не смотрит на выражение лиц, не хочет сопереживать им, значит, он не сможет показать малышу, что другой человек имеет право сказать ему: «нет» или «не хочу с тобой играть». И объяснить: это не значит, что тебя обидели, это значит, что у другого ребенка сейчас другие желания.Однако массово, по признанию психолога, родители сталкиваются с проблемами детского социального неустройства в пять-шесть лет, когда поход в детский сад сопровождается истерикой.И мы, то есть родители с детьми, вспоминаем, как это должно быть в самом начале, когда в годовалом возрасте младенец только начинает постигать правила общества «в песочнице». Чтобы ушел страх перед сверстниками, нужно ребенка учить прежде всего делиться. Чем? Для начала – игрушками. Собираясь на улицу, возьмите кучу игрушек, которые можно раздать. Получить любовь и ласку взамен можно только тогда, когда ты научишься отдавать. Лезьте со своим малышом в песочницу и играйте, показывая, что это безопасно и не страшно…Социализация происходит на всех этапах развития: в младенчестве, когда ребенок в коляске тянет ручки другому такому же карапузу. В саду, когда роль мамы заменяется на другого значимого взрослого. В школе, когда ребенок учится оценивать себя и свои знания. А также оценивать другого ребенка и разделять знания учебной программы и навыки, которые позволяют не очень успешному ученику быть очень успешным другом, одноклассником – это тоже очень важно А есть еще улица, дворовые команды – и здесь формируется умение понимать окружающих. Правда – и это уже не откровение – поколение нынешних детей и подростков более ограниченны в отношениях со сверстниками. Оно и понятно, у детворы прошлых лет не было такого многообразия различных гаджетов, забирающих все их внимание. Если зависИ именно оно, все это железо, становится для нынешних детей главным препятствием к будущим успехам. Главное, вовремя распознать врага! Одно дело, если компьютер – это увлечение, которое, возможно, станет его будущей профессией, тогда родители могут даже помочь, например, найти людей, интересующихся тем же, чем и ваш ребенок, помочь ему найти некий кружок по интересам. Но ведь это может быть и зависимостью. Речь идет о компьютерной зависимости, если вы наблюдаете: Нарушение сна. Проконтролируйте своего ребенка, поставьте перед собой цель наблюдать за ним в течение трех-четырех недель. Вплоть до того, что ставьте себе будильник, заходите к нему в комнату в три, в пять часов утра, и если у ребенка включен компьютер и он бодрствует возле монитора, вывод неутешителен. Нарушение питания. Он стал есть больше (или, наоборот, меньше), но делает это за компьютером. Агрессия, вспышки по отношению к тем людям (это, как правило, родители), которые проникают в его пространство и устанавливают границы между ним и компом. Вплоть до истерик, психозов, физической агрессии, когда летят стулья, книги.К сожалению, родители даже при очевидных признаках утешают себя тем, что это безобидное увлечение: «Я знаю, что это такое, я прочитала в книжке!». Например, для моей подруги агрессивные выпадки шестнадцатилетнего сына стали натуральным шоком: «Он на меня орал, дурой называл! Представляешь!» Причем все прочие признаки наблюдались до этого момента года три. Она, правда, пыталась его воспитывать, но так, не всерьез, а тут решила ограничить его время общения с компом в связи с предстоящими ЕГЭ, за что, собственно, и получила. Что в этом случае делать? В первую очередь идите к неврологу, чтобы установить, насколько сильна зависимость, насколько его личностные качества претерпели изменения. Ведь при глубокой зависимости возможны даже органические изменения головного мозга, поэтому в некоторых случаях назначается энцефалограмма. Стоит обратиться за помощью к специалистам: психологу, а иногда и к психиатру.И, конечно, нужно попытаться договориться с ребенком. Хотя бы так: «Я понимаю, что я упустила время, я понимаю, что для тебя сейчас это незаменимая вещь, но эта ситуация грозит серьезными проблемами твоему здоровью». И ведь, действительно, это совсем не страшилка, это констатация фактов: неправильное формирование общей моторики рук, ограничение движения тела. А ведь только движение позволяет изучать этот мир. И когда человек, сутками сидящий за монитором, целиком погрузившийся в виртуальный мир, выходит на улицу, в школу, в магазин, на прогулку, он уже не получает удовольствие от витамина D, от солнца, от прогулки, он утомляется, он прилагает огромные усилия просто для того, чтобы двигаться, ходить, говорить. То есть наши дети сознательно превращаются в социальных инвалидов. – Обычно эта проблема характерна для 12-14-летних подростков, – рассказывает Надежда Соболева, – однако к нам приходят двухлетние дети с родителями, которые абсолютно не владеют психомоторными навыками. В этом возрасте они должны уметь катать, бросать, ловить мяч, построить башенку, нанизывать кольца пирамидки, говорить. А они этого не умеют, потому что у них есть планшет. Сын другой моей подруги, любимой игрушкой которого был компьютер, заговорил в пять лет, когда пошел в специализированный детский сад. Направили его туда, кстати, потому что у малыша уже появились органические изменения в головном мозге. Со сверстниками ребенок общаться в принципе не мог (а в этом не было и необходимости, так как компьютер – лучший друг), зато виртуозно владел мышью, клавиатурой.– Какова цель этой инновационной игрушки для ребенка? – задается вопросом Надежда Геннадьевна. – Зайдите в любой детский магазин, пройдитесь вдоль прилавка с развивалками, вы ничего подобного не найдете. Это просто ваша лень, родительская инфантильность. Ведь что такое ноутбук, планшет, айпод, смартфон? Это игрушка для взрослых. Все должно быть в соответствии с возрастом. Сначала организм должен окрепнуть, вырасти, человек должен созреть для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди себе подобных, а потом уже обзаводиться всякими там девайсами, основное назначение которых совершенствовать связь между людьми.
Автор:
Лика ТКАЧЕНКО