В соавторстве с Богом

ДО 80 ПРОЦЕНТОВ россиян так или иначе самостоятельно идентифицируют себя с православием. Корневой культурой уверенно называют христианство. Любят читать и считают себя образованными людьми. Вопрос: что считать православной книгой, а что нет? В попытках ответить на эти вопросы современный среднестатистический человек непременно обнаружит у себя кашу в голове из когда-то услышанного либо прочитанного…

14 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3305 от 14 март 2013
ab148946a1644927d4faa06121ecd934.jpg Праздник, учрежденный в 2010 году по инициативе патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дает нам повод навести некий понятийный порядок. Помочь нам в этом согласился председатель отдела религиозного образования Владивостокской епархии протоиерей Ростислав Мороз.– Батюшка, можно прямо спросить? Нам что, праздников не хватает? В чем смысл праздника День православной книги?– За последние десятилетия на литературном рынке появилось много книг, которые так или иначе стали относить к направлению православной книги. Причем совершенно не обязательно, что это литература на уровне Катехизиса, догматического богословия житий святых. Современная православная книга говорит прежде всего о современном человеке, о его проблемах, о том, как человеку духовно вырасти.В 2012 году состоялся колоссальный прорыв православной книги. Произведение монаха отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стало бестселлером книжного рынка России. Книга побила объемы продаж детективов, дамских книг и фантастики. А она всерьез говорит о духовном мире человека и смысле его жизни, о ценностях и о праве выбора. Все это важные аспекты жизни каждого человека.Есть граница между Церковью и миром. Среднестатистический российский человек воспринимает Церковь как свод ограничений. Пост, молитва, поклоны, послушание. И через эти стереотипы трудно пробиться человеку. И получить ответы на вопросы, которые всю жизнь его мучили. И отогреться душою…Надо учитывать, что современный книгоиздательский рынок наводнен живописанием каких-­то страстей и смакованием каких-­то отклонений личностного поведения: психических отклонений и физических. Супергерои вызывают восхищение у читателя, патологии – отвращение. И все это бьет по нервам. Но человек пресыщается, наступает опустошение и похмелье от массовой культуры. И ничего, кроме вреда своей природе, человек там не получает.Сейчас настало время такой литературы, которая говорила бы о человеке не как о животном и его девиантном поведении, а о человеке с большой буквы. В кино происходят те же процессы. Зритель ищет фильмы серьезные. Внутренний поворот к хорошей литературе и кино у нас произошел. Человек приходит в церковную лавку, духовно­-просветительский центр и видит православную литературу. А когда начинает читать, вдруг понимает, что искал эти книжки всю жизнь, что в них ответы на самые сокровенные вопросы, которые он давно внутри себя задавал.– Получается, что массовая культура, наводнившая книжный рынок с начала 90¬х годов, помогла православию?– В том же смысле, как фастфуд помогает оценить нормальное здоровое питание. Но человек так устроен, что сначала здоровье и желудок себе основательно попортит, а потом начинает понимать и отличать.– Авторы православной книги – кто? Известные рок­-музыканты, например, Вячеслав Бутусов, лидер «Наутилуса», написал уже три книги на христианскую православную тематику. Последняя – «Архия». Слишком, на мой дилетантский взгляд, перегружена смыслами и формами. Юрий Шевчук тоже воцерковляется… Что это они все взялись за духовный рост?– Авторы, кто пытался писать на благочестивые темы, в современной России с 90¬х годов тоже выросли. Они уже менее назидательны, не представляют мир в виде «лубка». У них появился личный опыт покаяния, переживаний, они прошли какие­-то кризисы собственного личностного роста. Ведь духовный опыт так просто не дается. А когда люди прожили и пережили какие­-то кризисы и разные ситуации, им есть что написать. Собратья по цеху, условно говоря, Союз писателей России, стали к благочестивым авторам уважительно относиться. А ведь еще пятнадцать – двадцать лет назад они были белыми воронами в писательской среде. Теперь занимают там достойные позиции.Что касается рок-­музыкантов, актеров, режиссеров и других творческих личностей, то надо понимать: эти люди ничего по приказу не делают. И «взялись за свой духовный рост», как вы говорите, они потому, что с некоторыми из них произошло то, что мы называем встречей с Богом. И они стали отражать процесс, который происходит с ними, в своем творчестве. Но… хороший музыкант не всегда может стать хорошим писателем.Это мы говорим о художественной благочестивой литературе, а не о богословии. В ортодоксальной литературе планка качества никогда не опускалась.– Год-два назад Русская Православная Церковь по издательской деятельности приняла решение ввести грифы на книги. Мы обратили внимание, что где-­то «по благословению патриарха…», «рекомендовано Издательским советом РПЦ» и «допущено к распространению…» Это что такое?– Это цензура Русской Православной Церкви.– Прямо как в совдепии, где была жесточайшая цензура. Как же так?– Цензура для православной книги необходима, потому что это граница. И формируется она не на основе личных пристрастий. Этот автор и его книга нам нравятся, а это – нет. Надзорный орган, в данном случае Издательский совет Церкви, выдает гриф на соответствие православным канонам. Он не подвергает цензуре всю литературу. Это совершенно не надо. Но те авторы, кто желает, чтобы их относили к православным, могут получить или не получить гриф Издательского совета Русской Православной Церкви. Гриф – это официальное подтверждение того, что автор пишет о православии. А не о том, что сам автор под этим словом «православие» понимает.Я бы сравнил эти грифы с печатью Ветнадзора или Минздрава – если возвращаться к нашей беседе о разнице между фастфудом и здоровой полезной пищей. Гриф просто свидетельствует, что это – проверенная, качественная продукция, не искажающая основы православия. Надо сказать, что в последнее время появились горы литературы с рецептами здоровья и долголетия от якобы православных авторов. Авторитет православия велик, и в его тени очень легко осуществлять отъем денег у излишне доверчивого населения. Не все настолько хорошо знают православие, чтобы понять, что эти опусы ничего общего с канонами Святой Церкви не имеют. Но… гриф Издательского совета такая литература никогда не получит. С другой стороны, гриф не есть свидетельство таланта и мастерства автора, сам процесс творчества не цензурируется никак.– Что там каноны Церкви… Большинство современных читателей не знают, чем отличается Библия от Евангелия.– Словом Библия (от греческого – книги) обозначаются все книги, которые включены в канон Священных книг. Отличаются от всех прочих и от художественной литературы тем, что православная Церковь видит в этих книгах, прежде всего авторство самого Бога.Безусловно, Библия писалась людьми. Это не Господь Бог брал перо в руки, садился и писал. Люди были внушаемы Духом Святым. Здесь можно говорить о соработничестве Бога и человека. Да, человек писал Библию под определенным внушением, но являлся соавтором Бога.Однако это не так называемое автоматическое письмо: как некоторые понимают, что человек тупо записывает, что ему говорится якобы свыше либо на уровне рефлекторного дергания руки… Таким образом писались книги других авторов, типа Елены Ивановны Рерих и других оккультистов. Там имеет место автоматическое письмо.С точки зрения православной Церкви – это вредный феномен. Бог с человеком никогда так не поступает. Человек является личностью, у него нельзя ни в коем случае отбирать свободу. Вот почему книги Священного Писания такие разные? Почему существует четыре Евангелия, а не одно? Хотя в принципе все Евангелия говорят об одном и том же. Потому что апостолы¬евангелисты, свидетели земной жизни Иисуса Христа, считали необходимым что­то добавить к тому тексту, который был им уже известен.Например, Евангелие от Марка – самое короткое, самое яркое, самое прямое, с минимумом философии и рассуждений. Возникает вопрос: почему? Марк писал это Евангелие специально для римской молодежи. Евангелие с четкой направленностью на определенную аудиторию, как мы сейчас сказали бы. Хотя Марк писал его, опираясь на Евангелие Матфея, и дает совсем немного информации, совсем отсутствующей у Матфея. Любой специалист, знакомый с новозаветными текстами, подтвердит, что Евангелие от Марка совпадает с Евангелием от Матфея примерно на 80%, но у Марка оно по другому написано, оно для молодежной аудитории.А если говорить о Библии как книге, то сначала писался Ветхий завет. Различие Ветхого и Нового завета – очень просто. Ветхий завет описывает все то, что было до Иисуса Христа, Новый завет – это Рождество Иисуса Христа и далее.Апостолы­е-вангелисты нам зафиксировали прямую речь Иисуса Христа. Именно на Его слова мы обращаем внимание, когда читаем Евангелие, потому что это говорит Сам Бог. И Он говорит это всем нам. Надо особо подчеркнуть, что Его слова адресованы абсолютно любому человеку.– Спасибо, батюшка, за беседу. Остается спросить, куда обращаться за пищей духовной?– В России давно идет процесс создания специализированных духовно-­просветительских центров. Существует такой и в Приморском крае. По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина 7 лет назад во Владивостоке создан и действует духовно-­просветительский центр «Слово Истины». Конечно, подобная литература, хотя и не в таком широком ассортименте, есть во всех православных приходах Приморской митрополии.

Автор: Мария ЮРКОВСКАЯ