Горькая участь пассажирских судов советского периода

Блуждающую в Атлантике «Любовь Орлову» несет к пробившему в Скандинавии днище «Александру Пушкину»

13 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3304 от 13 март 2013
НЕПОТОПЛЯЕМАЯ «Любовь Орлова» упрямо дрейфует в сторону северной Европы. От порта Сент-Джонс в Канаде, откуда пассажирский теплоход вывели на буксире, до последнего известного места дрейф составил более 700 миль в северо-восточном направлении, сообщили «В» в «Морском бюллетене».Судно не представляет какую-либо угрозу судоходству, оно опасно меньше, чем небольшие айсберги, потому что легко обнаруживается РЛС или визуально в хорошую погоду.Некоторые зарубежные СМИ пишут, что оно бесхозное. Это не так. Те, кто купил «Любовь Орлову» с целью продажи ее на слом, не отказываются от судна и ищут возможность вернуть беглянку. Другое дело, что нанимать буксир-спасатель для буксировки судна в Доминиканскую Республику или куда-то еще при сложившихся обстоятельствах обойдется, видимо, дороже, чем стоимость металла.В Канаде тем временем интерес к беглянке не меньший, чем в России. Правда, по другой причине. Канадцы недоумевают, каким образом власти разрешили буксировку крупного судна в зимней Северной Атлантике 60-летнему портовому буксиру. Однако никакой коррупции в том не было – власти порта просто хотели вытолкнуть судно в море любой ценой, она занимала недешевое место (а у причалов Сент-Джонса базируются шельфовые суда). А уж чего стоят все скандалы, связанные с судном во время его стоянки в порту. «Русская актриса» довела власти порта до белого каления. Теперь канадские власти расследуют ситуацию с буксировкой бывшей приморской «Любови».После потери буксира 24 января судно дрейфовало в сторону нефтяных полей и вышек. Кто-то взял его на буксир (кто именно, неизвестно – не то шельфовые суда, не то канадская береговая охрана) и отвел подальше от вышек в океан, после чего следы судна затерялись, так как сигнальные маячки, установленные на судне, перестали работать. Последнее известное место датировалось 4 февраля в сотнях миль к северо-востоку от Сент-Джонса. По данным Канадского агентства транспортной безопасности, буксир «Charlene Hunt», который должен был буксировать «Любовь Орлову», задержан в Сент-Джонсе с многочисленными неисправностями и нарушениями. Один из владельцев лайнера, некий Реза Шоейби, находящийся на борту буксира, не теряет надежды найти «Любовь Орлову» и довести до места назначения. Судно было хорошо подготовлено к буксировке, поэтому пережило штормы и, судя по последним известным данным, тонуть не собирается.Пассажирский теплоход «Любовь Орлова» хорошо известен на Дальнем Востоке. Напомним: после постройки в Югославии в 1976 году он ушел во Владивосток и долгое время работал на приморской, сахалино-курильской и камчатской пассажирских каботажных линиях в составе ДВМП. В 1999 году судно было продано, в 2002 году прошло капитальный ремонт и модернизацию и стало эксплуатироваться компанией Quark Expeditions как круизное, специализирующееся на высокоширотных круизах. С сентября 2010 года «Орлова» застряла в Сент-Джонсе вместе с экипажем, владелец был на грани банкротства, и в конце концов «Любовь Орлову» продали на гвозди.Тем временем из Скандинавии пришло сообщение, что круизный лайнер «Marco Polo» получил пробоину в балластном танке, коснувшись грунта, на выходе из фиордов в 90 милях к югу от порта Тромс в Норвегии. Это случилось 9 марта. На борту лайнера было 1117 пассажиров, сообщает vesseltracker.com. Лайнер вернулся в Сортланд.Интерес для российских читателей заключается в том, что это наш бывший «Александр Пушкин». Можно сказать, классика 60-х годов прошлого века, единственный доживший до наших дней лайнер из серии судов типа «Иван Франко» постройки 1965 года (в настоящее время флаг Багамы, оператор Global Cruise Lines, Ltd., Греция).Его построили в ГДР вместе с лайнерами «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели» и «Михаил Лермонтов». «Пушкин» перевозил туристов по Балтике и Атлантике. «Лермонтов» затонул в южной части Тихого океана в 1986 году у берегов Новой Зеландии, наткнувшись на подводные скалы. Остальные суда были списаны на гвозди.

Автор: Павел МАРКОВ, специально для «В»