Голубая мечта черного цвета

ЕСЛИ бы киношники задумали снять приморский вариант популярного сериала «Таксистка», то лучший прототип главной героини, чем жительница Владивостока Нина Никотина, им трудно было бы сыскать. Нина Ивановна отдала таксомотору 28 лет жизни, устроившись во Владивостокское пассажирское автотранспортное предприятие (ВПОПАТ) № 2 в мае 1966 года.

6 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3300 от 6 март 2013
e121906626c7ace3b37e715eef310b4d.jpg Ваша остановка – вытрезвитель В те годы это был единственный во Владивостоке таксопарк. Он базировался на Океанском проспекте, 128. На тот момент там крутили баранку всего три женщины, в том числе и фронтовичка Валентина Морозова, ныне покойная. Ее документы сейчас хранятся в краеведческом музее им. В.К. Арсеньева. Ниночке Никотиной, белокурой «спортсменке, комсомолке и, наконец, просто красавице» было всего 27 лет. Ее первой машиной во ВПОПАТ № 2 стала белая «Волга» ГАЗ-21 со 100-тысячным пробегом. А до этого Нина три года шоферила в грузовом автохозяйстве на разбитом «Москвиче». Так повелось, но слово «таксист» у наших граждан зачастую ассоциировалось со словами «рвач», «хапуга» и «хам». Поэтому, когда клиенты садились в машину к Нине и слышали: «Здравствуйте! Я вас слушаю. Как далеко вас везти?» – у них глаза лезли на лоб. Один пассажир после ее приветствия едва не выскочил из авто. – Ты не таксист! Ты – утка подсадная! – завопил он на всю Ленинскую. Нина как могла успокоила клиента. Тем не менее, пока они ехали, мужчина смотрел на женщину с недоверием и качал головой: – Таксисты такими не бывают!Случалось, что к ней подсаживались пьяные. Нина к таким пассажирам относилась с пониманием: домой все хотят добраться. Но если захмелевший клиент, разомлев от тепла, начинал кемарить, то она его сразу предупреждала: – Скажите сначала, куда вас везти. Иначе вашей первой остановкой будет вытрезвитель. Вам все ясно? В Советском Союзе попасть в вытрезвитель означало потерять все: членство в КПСС и комсомоле, квартальную премию, 13-ю зарплату, очередь на квартиру и прочие социалистические блага. Кроме того, тамошний персонал запросто мог обчистить карманы. Поэтому, услышав слово «вытрезвитель», граждане моментально трезвели. Жизнь спасла корректность– Дневной план у нас был небольшой, кажется, 27 рублей. Я делала его очень легко. И никогда не стояла и не ждала клиентов. Подбирала их по дороге и никогда не торговалась. Клиентов было много, а дороги – свободными: личных машин мало, а иномарок и вообще не имелось, – вспоминает Нина Ивановна. И сотрудников ГАИ на улицах Владивостока в начале 70-х тоже было немного. Они не сидели за углом или за кустами в засаде, как сейчас, а стояли на узаконенных постах. Кроме того, таксисты и гаишники знали друг друга не только в лицо, но и по имени-отчеству. Водители со стажем наверняка помнят легендарного гаишника Василия Ивановича – низкорослого, с пышными черными усами, почерневшего от многолетней службы на открытом воздухе. Одно время он нес дежурство в районе Седанки, а 80-х годах «караулил» развязку на площади Луговой. Иваныч был строг, но справедлив. Проезжая мимо, таксисты всегда останавливались и рассказывали ему какой-нибудь анекдот – чтобы Иванычу веселее дежурилось. Это была традиция и своеобразная дань уважения к его нелегкой работе. Сегодня подобное «панибратство» между сотрудниками ГИБДД и таксистами, да и вообще водителями, кажется ненаучной фантастикой. …Женщины-таксисты согласно КЗОТ в свое дежурство работали с восьми утра до девяти вечера. Но, когда предприятие не тянуло план, они пахали и ночью. Что в нашем городе всегда было небезопасно. Однажды в полночь на остановке «Диомид» машину Нины Никотиной тормознули трое парней. Один сел впереди, двое – сзади. Конечную цель они не назвали, а только указывали, куда ехать: «прямо», «направо», «налево». – Если вам нужно на Морское кладбище, то я вас туда отвезу, – осекла их Нина, интуитивно определив финишную точку маршрута мутной троицы. Парни промолчали. Доехав до погоста, Никотина остановила машину и, глядя пассажирам в глаза, спросила: – Что дальше? Рассказывайте. Вы ведь зачем-то сюда ехали? В ответ женщина услышала брань и приказ «Поехали обратно!». Естественно, с ней не расплатились. Скорее всего, они вообще не собирались рассчитываться. Нина Ивановна полагает, что пассажиры хотели ее обворовать. Если не хуже. Ее спасли корректность и уважительное отношение к клиентам. Возможно, с парнями, привыкшими «ботать по фене», впервые заговорили на нормальном человеческом языке. И это сработало. За рулем секса нет!В молодости Нина была очень привлекательна. И когда летом она выходила на «линию» в обтягивающих шортах, мужчины отводили глаза от ее загорелых ног и пробкой выскакивали из такси, за-бывая сдачу. Случалось, что изголодавшиеся в длительных рейсах моряки откровенно предлагали деньги за интим. Нина таких ухажеров сразу отшивала или…отвозила к морвокзалу, традиционному месту тусовки жриц любви.Как-то один из клиентов, разглядывая ее фигуру, игриво поинтересовался, не аэробикой ли она занимается. Таксистка ответила утвердительно и тут же спросила: – Не желает ли клиент этому научиться прямо сейчас? Нина привезла ловеласа, у которого глаза прямо сверкали от желания, и достала из багажника спу-щенное колесо, предложив его перебортировать. Донжуан понял, что попал. Только отступать уже было поздно. Кстати, в таксопарке работала одна таксистка, не гнушавшаяся секс-подработки. Когда пассажир просил ее отвезти к морвокзалу к девочкам, она говорила так: – А я тебе не баба что ли? Плати деньги и вперед! «Многостаночницу» выгнали с работы. Чтобы не позорила коллектив. Все там будем Конечно, Нине Никотиной доводилось и правила дорожного движения нарушать, и в ДТП попадать. «Все нарушают, и я в том числе. Я же не буду ехать сорок километров в час. Мне план надо делать». Однажды вечером под колеса ее «волжанки» едва не залетел вусмерть пьяный пешеход, перебегав-ший дорогу в неположенном месте. На другой день Нина навестила его в больнице. – Вы помните, что вчера было? – спросила она человека, висящего на растяжках. – А где я? – в свою очередь поинтересовался еще не протрезвевший мужик. Даже спустя сутки он не осознал, что с ним произошло. И тут к Нине подошла пожилая женщина, жена пострадавшего. В ее глазах стояли слезы. – Доченька, что же ты его насмерть-то не убила, алкаша? – только и сказала она. И более ни упреков, ни нападок. …Сколько машин прошло через ее руки, Нина Ивановна не помнит. Говорит, что много. Только «Волги» черного цвета у нее никогда не было. Это была ее голубая мечта, которая сбылась как раз перед выходом на пенсию. Как-то в шутку Никотина сказала своему напарнику Анатолию, что на этой машине он повезет ее в последний путь на Морское кладбище. Молодой, здоровый парень тогда рассмеялся. Но судьба распорядилась иначе. В начале 90-х годов, уволившись из таксопарка, бывший напарник устроился дальнобойщиком. Однажды на трассе его тормознули бандиты и потребовали деньги за реализованный товар. Били парня жестоко, но хозяйскую выручку он не отдал. Чуть живого его привезли в «тысячекоечную» больницу. Парня спасли, но он стал инвалидом. И когда смог само-стоятельно выйти из реанимации, выбросился из окна. У него было двое маленьких детей, и он не хотел сидеть на шее у жены. Похоронили его на Морском кладбище. Последний пассажир …Прошли годы. Бывшая таксистка Ниночка давно на заслуженном отдыхе и шоферская «баранка» ей только снится. Правда, в ноябре прошлого года ей удалось сесть за руль иномарки. Причем совершенно случайно. Но этот случай круто изменил ее одинокую жизнь. Как-то, нагрузившись на рынке продуктами, наша героиня возвращалась с тяжелыми сумками домой. И тут к ней подкатывает белое авто. Водитель вышел из машины и спросил: – Не желает ли дама, чтобы ее подвезли? Дама оказалась без претензий, тут же вручила сумки мужчине, а сама пошла к правой передней двери. – Вы ошиблись! Это место водителя, – оторопел незнакомец. – Ничего я не ошиблась. Садитесь, довезу, – сказала она. И обалдевший мужик покорно уселся на пассажирское место.Когда они доехали до дома Нины Ивановны, она в знак благодарности пригласила джентльмена в гости на чай.– Так до сих пор чай и пьем, – смеется Нина Ивановна, обнимая своего последнего пассажира. – Григорий хотя и моложе меня, но я решила, если Пугачева с Галкиным уживаются, то почему бы и нам не попробовать. Слушая свою подругу, Григорий Григорьевич только хмурил брови. Но, судя по всему, была эта серьезность напускная. По словам Нины Ивановны, их встреча предначертана судьбой. Холостяк Григорий приехал из приморской глубинки во Владивосток погостить к сестре. И на рынке в тот день он оказался совершенно случайно… Сколько они еще пробудут вместе, этого никто не знает. Даже наши герои. На все воля божья.КстатиИз школы за руль и под венецЖенщины за рулем такси впервые появились на дорогах Владивостока 50 лет назад. Инициатором автоэмансипации стал Михаил Андронов, главный инженер ВПОПАТ № 2. Летом 1957 года он пригласил на работу в таксопарк десять девушек-комсомолок, только что окончивших десятилетку. После водительских курсов им доверили «Победы», на тот момент гордость отечественного автопрома. Но шоферская карьера первых владивостокских таксисток была недолгой. Вскоре они повыскакивали замуж за своих коллег и забыли про комсомольский набор.

Автор: Сергей КОЖИН