С бубновым интересом

Когда надежды приморцев прорастут инвестициями из Страны восходящего солнца?

1 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3298 от 1 март 2013
f2c85fba6d6cc007c42c88462af9525f.jpg Полет из Владивостока в Японию позволил известному в Приморье финансисту сделать вывод о том, что стратегии экономического развития России «на Восток» пока не находят понимания у наших соседей.Председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин и раньше ездил в страну хризантемового трона, но почему-то именно в этот раз ему резал глаз пустой салон аэробуса «А-320», совершающего рейс в Нориту (Токио). На борту самолета, вместимость которого 150 человек, находилось всего 15 пассажиров.Забегая вперед, отметим, что в гостинице, где остановился финансист, в лифте помещалось 19 человек. Интересно, что в тот же день из Владивостока на китайский Харбин – в пику японскому направлению – отправился заполненный под завязку борт. О своем видении развития далеких восточных окраин России, о том, как добиваться привлечения на Дальний Восток японских капиталов, современных технологий и инноваций, Александр Ивашкин поделился с «В».– Число путешествующих в самолете, пожалуй, самый яркий пример реального положения наших торгово-экономических отношений с Японией. Последние годы мы четко держали деловой ориентир в Азиатско-Тихоокеанском регионе на КНР, Республику Корея, при этом зачастую напрасно игнорируя одного из трех экономических «драконов» Северо-Восточной Азии – Японию. Всего общих проектов со Страной восходящего солнца на Дальнем Востоке я насчитал аж восемь! Добавьте сюда 20 в европейской части России, и на круг выходит всего около 30 проектов с ведущей экономической державой мира… В Набережных Челнах японцы открыли производство по сборке грузовиков, в Калужской области – легковых автомобилей, в Липецке выпускают автопокрышки, в Нижнем Новгороде – радиаторы, обогреватели, а во Владивостоке собирают машины марок Mazda и Toyota. Конечно, это капля в море на фоне совместных бизнес-проектов с другими странами. Для примера: в 80 регионах России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) действует около 4600 предприятий с германским участием и около 800 предприятий со 100-процентным германским капиталом. Зарегистрировано также 1800 филиалов и представительств германских фирм.Территориальная заноза Период моей поездки совпал с проведением в Японии Дня северных территорий. Дата отмечается с 7 февраля 1981 года. Для жителей Страны восходящего солнца это не праздник, а, скорее, повод напомнить о нерешенных территориальных проблемах с Россией: именно в этот день на простого обывателя обрушивается поток информации о территориальном споре вокруг Курильских островов. В этот день все политические партии Японии через СМИ и на уличных демонстрациях соревнуются в патриотических лозунгах. Посещая различные страны мира, пожалуй, только от пребывания в Японии у меня впервые появилось неожиданное яркое напоминание о прошедшей почти 68 лет назад Второй мировой войне и ее затаенных «минах», оставленных грядущим поколениям прошлыми политиками и правителями. И вспомнилась сразу разделенная, а потом объединенная Германия, присутствующая напряженность между двумя Кореями и недавно вспыхнувший конфликт между Китаем и Японией за спорный остров Uotsuri (архипелаг Сенкаку) в Восточно-Китайском море. У США и Японии были времена, о которых политики обоих государств вспоминают с грустью. Но это, кстати, не мешает им быть сегодня партнерами и даже стратегическими друзьями. А вот в российско-японских отношениях до сих пор не решается проблема мирного договора.На сайте МИД России говорится, что переговоры о заключении оного ведутся с 1955 года. На мой взгляд, эти коммуникации носили лишь форму ни к чему не обязывающих договоренностей и деклараций, где фиксировались готовность сторон «приложить максимальные усилия», «активизировать процесс переговоров», «продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора» и др. Но обещать – не значит жениться. Так получилось и с мирным договором. Шансов на то, что этот документ будет подписан в ближайшем будущем, не предвидится. Уж больно застарелый характер носит затянувшийся спор о принадлежности четырех самых больших островов Курильской гряды. Не вдаваясь в хитросплетения официальной политики и вынося за скобки вопрос о правоте или неправоте в этой проблеме каждого из ее участников, хотелось бы заострить внимание вот на каком моменте.Экономические итоги подписания мирного договора – вне зависимости от того, на каких условиях это будет сделано – с лихвой перекроют все мыслимые издержки как России, так и Японии! Но также очевидно и то, что традиционными средствами официальной дипломатии добиться этого нереально. Ни Москва, ни Токио ни в чем друг другу уступать не собираются, что и показали почти 60 лет, прошедшие с момента подписания советско-японской декларации 1955 года. Может, пряники поменять...Федеральный центр понимает, что без тесного сотрудничества со странами Тихоокеанского региона весьма сложно, если вообще возможно, ускорить развитие восточных провинций. Участие капиталом и технологиями суперсовременной инновационной Японии в реализации различных проектов на дальневосточных территориях обещает быть взаимовыгодным и вроде бы должно устраивать обе страны. Но призывы российской стороны к тихоокеанскому соседу выдвинуть на первый план экономический интерес, а не политические амбиции, не приводят к желаемым результатам. Уверен: не в Японии одной дело. Преодоление некоторой отсталости Приморья, на мой взгляд, кроется в готовности властей предержащих сотрудничать с нашими соседями по АТР. И вот здесь вижу проблему, мешающую достижению консенсуса, – непонимание потребностей и нужд потенциального инвестора. Раз предлагаемые до сего времени условия сотрудничества не прельщают бизнес страны хризантем, то, может, настало время усердно изучить их предпочтения и пересмотреть набор «пряников-аманих»?Могу показаться банальным, но, на мой взгляд, если за столько десятков лет дипломаты и чиновники двух великих держав не сумели договориться, то, быть может, в этот процесс пора включаться не только государственным, но и общественным институтам обеих стран? И пусть тогда реальная экономика проникает в ткань наших добрососедских отношений. И не надо бояться засилья иностранного капитала. Во-первых, иностранцы вынуждены будут конкурировать между собой, и никто не сможет добиться у нас гегемонии. Во-вторых, в восточные районы потянется население. Тихоокеанская Россия окрепнет, да и углубится взаимозависимость в АТР. Вспомните Европу. Франция и Германия почти целое столетие воевали когда-то из-за спорных территорий, меньших по площади, чем весь Приморский край, а теперь в объединенной Европе франко-германская граница существует лишь виртуально – люди движутся в обоих направлениях, даже не замечая ее. Когда в тупике дипломаты, тогда, может, стоит попытаться вновь наладить контакты с чистого листа…Быть Владивостоку политическим центром?Из частных бесед с японскими предпринимателями вынес одно: в условиях отсутствия мирного договора между Россией и Японией предприниматели считают наш край «нестабильным, в сильной зависимости от воли европейской столицы – Москвы». Приведу слова одного из них: «Если хотите рубить окно в АТР и стремитесь дружить с соседями по региону – тогда почему Москва не дает достаточных полномочий Дальнему Востоку, заставляя его жить, постоянно озираясь на федеральный центр?» Какая-то истина в этих словах есть... Возможно, выходом станет создание нового политического центра России в Азии? Им может стать Владивосток, оставив Хабаровску роль экономического управленца развития Дальнего Востока.

Автор: Александр КАРАСЕВ