Легендарная Анна Щетинина
Первая женщина- капитан... и уфолог
Бывают имена которых с годами становятся символами эпохи или города. Таким символом Владивостока советского периода стала Анна Ивановна Щетинина, первая в мире женщина – капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, почетный член Международной фе дерации ассоциаций морских капитанов, член Союза писателей России.105 лет назад, 26 февраля 1908 года, на станции Океанская появилась на свет девочка Аня. Отец ее работал стрелочником на железной дороге, потом – лесником в Шкотовском районе, а мать воспитывала детей – в семье их было трое. Тогда никто не мог и предположить, что обыкновенная девчонка, получившая первоначальное образование дома, «за печкой», станет в буквальном смысле слова женщиной-легендой… А началось все с первого ее путешествия на пароходе в устье Амура, где отец Анны подрабатывал на рыбном промысле. Ей в ту пору было всего 16 лет, и мечта стать моряком могла показаться просто юношеской блажью. Но... уже тогда Анна проявила упорство в достижении цели, которую поставила перед собой. Сама она писала так: «Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И, наконец, написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма. Я бы дорого дала, чтобы сейчас увидеть это письмо». Вскоре пришел ответ – начальник техникума приглашал Анну «явиться лично». Он долго отговаривал девушку поступать, пугал трудностями морского быта, но Анна оказалась упорной. Вступительные экзамены были успешно сданы, и осенью 1925 года Анна Щетинина начала овладевать штурманской профессией. Учеба продвигалась неплохо, но, чтобы стать моряком, непременно надо пройти морскую практику. А что такое жизнь на судне в 20-х годах прошлого века, среди одних мужчин – сейчас даже представить себе трудно.... За время учебы Анна побывала палубным учеником на пароходе «Севастополь» и охранном судне «Брюханов», матросом на «Первом краболове». Позже она ярко и подробно написала обо всем этом в своих книгах: «По разным морским дорогам» и «На морях и за морями». Весной 1929 года после окончания Владивостокского морского техникума Анна была направлена в Акционерное Камчатское общество, где на рыбацких судах всего за 6 лет прошла путь от матроса до старпома. Наверное, для этого надо было обладать поистине мужским характером… Капитаном Щетинина стала в возрасте 27 лет, и ее первый рейс в этой должности – перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку – вовсе не случайно привлек внимание всей прессы по маршруту судна. Газетчики наперебой описывали, как выглядит советская женщина-капитан, сколько ей лет, во что одета, как командует мужским коллективом... Сохранилась статья из сингапурской газеты «Санди Таймс» от 15 августа 1935 года под заголовком: «Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины. Она строга, но справедлива». Далее газета сообщала: «Все находящиеся на пароходе обращаются к ней «Анна Ивановна» или проще – «товарищ капитан», и это несмотря на то, что она является командиром большого коммерческого корабля, на котором имеется 36 матросов». Женщина с морским характеромПотом опять была тяжелая работа в Охотском море на той же «Чавыче», перевыполнение плана, за что в 1936 году Щетинину наградили первым орденом – Трудового Красного Знамени. А в феврале 1938 года 30-летняя Анна Ивановна прямо в море получила радиограмму о назначении ее… начальником Владивостокского рыбного порта. При этом ей было прекрасно известно, что рыбпорта в нашем городе в то время еще не было. Все оказалось просто: именно Щетининой было поручено создать его «с нуля». Заметим, что с этим заданием она успешно справилась всего за полгода. Трудно даже просто перечислить все события интереснейшей жизни Анны Ивановны. После создания рыбпорта во Владивостоке – учеба в Ленинградском институте инженеров водного транспорта (ЛИИВТе). Потом – Великая Отечественная война, командование судами на Балтике, где она впервые попала под бомбежку (и медаль «За оборону Ленинграда»). Затем перевод в Дальневосточное пароходство, знаменитые тихоокеанские «огненные рейсы» – перевозка стратегических грузов из США и Канады во Владивосток… Очередные высокие награды: июнь 1942 года – орден Красной Звезды, август 45-го – орден Ленина... В 1946-1949 годах А.И. Щетинина была капитаном судов Балтийско¬го морского пароходства; с ноября 1949 года стала доучиваться в бывшем ЛИИВТе, ставшем уже Ленинградским высшим инженерным морским училищем (война не дала получить диплом). В 1950 году окончила ЛВИМУ, получив диплом инженера-судоводителя, и стала преподавать там же. Через 10 лет, в сентябре 1960 года, Анна Ивановна была назначена доцентом кафедры «Управ¬ление судном и его техническая эксплуатация» ДВВИМУ имени адмирала Г.И. Невельского, и с тех пор ее жизнь опять была связана с Дальним Востоком.Во время преподавательской работы в ДВВИМУ Щетинина была капитаном судов ДВМП «Орша», «Орехов», «Охотск»; в 1962-1963 годах – главным руководителем практики курсантов на учебно-производственном судне «Меридиан». Плюс Клуб капитанов, депутатство, работа в Комитете советских женщин, в Географическом обществе СССР… А еще Анна Ивановна написала несколько учебников, «вне программы» обучала курсантов основам этикета, выезжала с коллегами по ДВВИМУ на острова, судила соревнования, основала кинокружок в училище и даже сама сняла фильм о кругосветном рейсе «Охотска»…В 1964-1970 годах Щетинина была председателем Приморского филиала Географического общества СССР (ныне ему возвращено историческое название – Общество изучения Амурского края). Любопытно, что в это время в ОИАК вышла специальная брошюра, на страницах которой Анна Ивановна обращалась к штурманам (как к людям, постоянно несущим вахту по наблюдению за окружающей обстановкой) с призывом… фиксировать все непонятные и необычные явления в атмосфере. Фактически речь шла о наблюдении за НЛО, только тогда это слово еще широко не употреблялось…Не первая... но самая известнаяВ представлении многих Анна Ивановна – женщина-легенда, парадная иллюстрация социалистических времен, особенно если судить о ней по официальным снимкам и газетным заметкам. Именно многолетнее повышенное внимание прессы, всегда писавшей о ней в восторженных тонах, привело к тому, что Щетинина стала одним из символов советской эпохи (кстати, вполне заслуженно). К тому же она сама никогда не рассказывала о своих чувствах, о личной жизни. И в своих книгах она предстает прежде всего волевым капитаном, сильной личностью – в общем, этаким морским волком в юбке. Почему «капитан Анна» не любила говорить о своей личной жизни? Возможно, потому, что ее первый близкий человек погиб от рук хулиганов, муж был репрессирован, а детей у нее не было… За ее плечами – непростая жизнь; она пережила вместе со страной сложные годы, «сделала себя сама», как говорят американцы. Об этом Анна Ивановна говорила так: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!». Конечно, в ее жизни были и обычные чувства, и вполне женские эмоции, но она их тщательно скрывала. Уже на склоне лет в письме писателю Конецкому Щетинина признавалась: «Если говорить о моей откровенности, то… «я застегнута на все пуговицы». И застегнулась давно, с самой молодости. И здесь нет никакой загадки. Из обычной юности я сразу попала в такую обстановку, в которой моя откровенность и какие-то еще юношеские побуждения сразу улетели… Что касается того, щипало ли у меня глаза на хорошем фильме и над хорошей книгой? Да. Впервые в кино я заплакала, когда увидела, что сжигают хлеб на корню…». Интересными воспоминаниями спустя много лет поделился Виктор Ломакин, бывший 1-й секретарь Приморского крайкома КПСС. Оказывается, когда Щетинину представляли к званию Героя Соцтруда в качестве первой в мире женщины-капитана, из Москвы потребовали документальное подтверждение этой формулировки. Местные власти растерялись: какими справками можно доказать, что до Анны Ивановны капитанов среди слабого пола не было? К тому же имелись сведения, что в XVII веке вроде бы была некая мадам, командовавшая пиратским судном. В итоге звание Героя Щетинина получила как «первая в Советском Союзе женщина-капитан», что уж точно не вызывало сомнений... Конечно, моряки всего мира прекрасно понимали, кто такая Анна Ивановна, и называли ее просто «Капитан Анна». Под этим именем она вошла в историю мирового флота, в котором, разумеется, были и другие женщины-капитаны. Но никто из них не смог так долго – почти полвека – простоять на капитанском мостике. Сама Щетинина писала: «Говорят, что привязанность к своей профессии – признак ограниченности. Пусть будет так. И все-таки хорошо, что у человека есть такая привязанность. Что касается меня, то я ценю свою профессию выше всего... Я никогда не забывала о том, что сама выбрала свою дорогу… И если вы спросите меня, что же главное в морской профессии, я отвечу: характер». Этот морской характер, по словам современников, чувствовался в ней всегда. Так что не случайно в письмах к Анне Ивановне молодые люди называли ее «героем нашего времени», у нее часто спрашивали, «делать жизнь с кого». Интересно, что Анна Ивановна никогда не советовала девушкам связывать свою судьбу с морем и часто повторяла, что ее пример является исключением, а не образцом для подражания… Именем Щетининой названы сквер и мыс на полуострове Шкота, средняя общеобразовательная школа № 16 города Владивостока и улица в микрорайоне Снеговая Падь.По материалам Общества изучения Амурского края.
Автор: Отдел новостей «В»