«Преступление» и наказание

Как и чем наказывать за «двойки»

6 февр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3284 от 6 февр. 2013
4f302da345303d6ab157035c11f06a72.jpg

Скажу честно, поводом для написания этой статьи стал спор между двумя моими приятельницами. Спорили они на вечную тему: бить или не бить. Поясню: речь шла о наказании за плохие отметки.Сторонница радикальных мер была по-своему логична.– Меня за «двойки» пороли! В итоге и «двойки» исчезли, и в университет легко поступила. А сейчас и профессия достойная, и работа денежная.У другой тоже были веские аргументы:– И вспомни, как ты себя при этом чувствовала: боль, унижение, страх. И родители для тебя в этот момент – первые враги.– Ну так ведь в этом и смысл наказания…Доводов в защиту своей позиции они приводили массу, но в итоге никто никого конечно же не убедил. Потому, как ни крути, вопрос физического наказания – это часть семейных традиций. То есть, если тебя в детстве родители за плохую учебу ремнем наказывали, то и у твоего ребенка все шансы за «двойки» битым ходить!Впрочем, всегда есть возможность пересмотреть свою позициюБить или не бить…Сразу оговорюсь, рассуждая о возможности физического наказания, я даже не заикаюсь о систематической порке – как-то, заглянув на форум противников ювенальной юстиции, я прочитала откровения родителей, регулярно избивающих своих детей «ремнем по голой попке». И ведь речь шла не о наказании для несознательных малышей, речь шла об избиении подростков, мальчишек и девчонок 13, 15 и даже 17 лет. Лично у меня сложилось ощущение, что я залезла на форум людей с явными психическими отклонениями, одним словом, латентных садомазохистов. А еще появилась мысль, что сайт создавали как раз сторонники введения института надзора за родителями и подборку из мнений «воинствующих родителей» добавили только лишь для того, чтобы мысль о введении ЮЮ сделать более привлекательной для общества.Речь идет о разовом незначительном наказании: шлепок по заду, подзатыльник – все-таки родители не роботы, и все время держать эмоции в узде даже самые сдержанные из них не в состоянии. А кроме того, согласитесь, тот же шлепок более мягкое наказание для ребенка, нежели просто холодное игнорирование в течение двух часов.Я тут порылась в Интернете, прочитала работы психологов на эту тему, поговорила с местными специалистами и в очередной раз пришла к выводу: нет единого мнения по вопросу «бить – не бить?»Например, по мнению известного и, по моему убеждению, весьма разумного психолога Ирины Медведевой (даже несмотря на то что она сторонница радикальных домостроевских методов в воспитании), родители должны наказывать своего ребенка, поскольку они несут ответственность за него перед обществом. А наказание (физическое в том числе) – это одна из форм воспитания. И ведь верно: пряник без кнута неэффективен. И это уже и не пряник вовсе, а так, привычное сладкое к чаю. Другой психолог (местный) Татьяна Кацура считает, что физическое наказание вовсе должно быть исключено из воспитательных инструментов. Особенно если речь идет о наказании за «двойки».– И вообще, «двойки» «двойкам» рознь. Оценка – это показатель успеваемости в школе, то, как ребенок усваивает программу. Есть дети, которые не могут ее усвоить в силу индивидуальных причин, например особенностей развития, и здесь без помощи специалистов не обойтись. Метод естественных последствийА есть «двойки», причина которых лень или неумение себя организовать. Но и в этом случае родителю не стоит заморачиваться о формах наказания. Необходимо с ребенком предварительно составить договор на предмет грамотного использования им своего времени ну или по выполнению своих обязательств. Например, к такому-то времени ты должен сделать домашнее задание (если исходить из того, что «двойка» – это результат невыполненного домашнего задания). «А наказание, дружочек, ты придумаешь сам!» И ребенок сам выбирает (и придумывает) себе наказание: например, неделю без компьютера или замена навороченного телефона на допотопный аппарат, способный только на звонки и СМС-ки, опять же на оговоренный период.Вот вам, пожалуйста, метод «естественных последствий», который рекомендовал еще Жан-Жак Руссо. Причем это осознанные последствия, так как сам ребенок и сформировал правила, и придумал наказание.Правда, метод этот действен при соблюдении определенных правил.Правило первое и основное: последствия всегда неприятны, но при этом всегда безопасны. Во-вторых, последствия не должны быть слишком отдалены во времени. То есть связь причины и следствия для ребенка должна быть понятна. Хотя чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. То есть он должен осознавать: за лень в течение четверти последуют санкции и они должны быть очевидны, предсказуемы и ожидаемы.Вот вам совет от родителя-практика.Получил «двойку»? Значит, сегодня делаешь домашнее задание и за сегодня, и за вчера. Если ты чего-то не понял, я тебе, конечно, помогу, но сегодня ты в любом случае наказан. Какое ты себе наказание предусмотрел? Остаешься без телевизора на день? Замечательно. Кстати, в следующий раз наказание увеличивается до двух дней без телевизора (без компьютера). И еще, ты можешь распределять время на свое усмотрение, но дела должны быть сделаны до моего возвращения с работы, чтобы вечер мы могли посвятить чему-нибудь хорошему. Например, пойти погулять (или в гости, или я тебе почитаю, или принесу новое кино, или мы вместе поиграем).Далее, наказание, если рассматривать именно его в качестве последствий, должно быть системным. То есть оно должно применяться обязательно и не зависеть от настроения родителя. И оно должно быть соразмерным проступку. Иначе детеныш сделает все возможное, чтобы вы не узнали о полученных «двойках»: научится выдирать листы из дневника, заведет второй дневник, специально для родителей, где будут стоять только хорошие отметки. Поверьте, фантазия детей, спасающих свой зад от очередной порки, практически безгранична.