Дело в фантике

Столичные кондитеры уверены: Приморье ест не те конфеты

25 янв. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3278 от 25 янв. 2013
1db4be73bd1606606176dd980ff75e2f.jpg ОАО «Рот Фронт» и ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» подали в Арбитражный суд Приморья иск к фабрике «Приморский кондитер» за нелегальное использование товарных знаков. В чем причина конфетных войн, в которые втянуты региональные кондитерские фабрики?Между «Приморским кондитером» и московскими компаниями вновь разгорелся спор по поводу якобы неправомерного использования первыми чужих брендов. На днях столичные кондитеры предприняли очередную попытку в судебном споре подтвердить свою позицию. На этот раз сумма, которую московские бизнесмены планируют отсудить у «ПК», исчисляется 135 миллионами рублей.Это не первое заседание по данному спору. Пятого декабря прошлого года стороны уже встречались в суде, однако безрезультатно. Как, собственно, и в этот раз – заседание вновь было перенесено. Причина: отсутствие некоторых документов.Найдите пять отличий– Дело в том, что до 2008 года действовала норма, которая позволяла советским фабрикам, которые производили продукцию под теми же или очень похожими названиями, продолжать производство этих изделий, – пояснил внештатный юрист «ПК» Олег Карьков. – И после того, как эта норма по неизвестным причинам была отменена, начались всевозможные проблемы. Мы считаем, что регистрация этих товарных знаков исключительно московским холдингом – злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция. Напомним: несколько лет назад все региональные фабрики получили требование от ООО УК «Объединенные кондитеры», куда входят в том числе и два вышеназванных предприятия, прекратить выпуск продукции с наименованиями, памятными еще с советских времен. В итоге под запретом для регионалов оказалось всего 45 брендов, в числе которых было и наше легендарное «Птичье молоко». Чтобы продолжить выпуск продукции под привычным покупателю названием, региональным фабрикам надо было заключить лицензионные договоры с холдингом. Которые он по неизвестной причине заключать отказался. – На мой взгляд, перед фабрикой была поставлена нерешаемая задача, – продолжает Олег Карьков. – С одной стороны, надо было переименовать продукцию и при этом продолжать ее выпускать, с другой – сделать так, чтобы конфеты оставались узнаваемыми для потребителя. «Приморский кондитер» переименовал что-­то, но, поскольку на коробке все­-таки присутствовало словосочетание «Птичье молоко», это вызвало претензии москвичей.Кстати, в ходе первого судебного спора «Объединенные кондитеры» потребовали от приморцев не только прекратить выпуск конфет с «советскими» названиями, но и выплатить материальную компенсацию в размере 215 млн руб. Однако сумму удалось снизить до 12,5 млн руб. Суд учел тот факт, что «Объединенные кондитеры» отказывали «ПК» в заключении лицензионных договоров.Сегодня предметом спора стали наименования «Буратино», «Ластонька», «Пилотаж», «Приморские «Птичье молоко», «Коровка-буренка», «Фея», «Красный мак». По уверению представителя московских компаний, «ПК» нарушил права на большое количество зарегистрированных товарных знаков и за это он должен выплатить компенсацию.Еще в начале спора, в конце прошлого года, москвичи потребовали, чтобы «Приморский кондитер» документально подтвердил объемы и стоимость продукции, произведенной и реализованной с 21 сентября 2009-го по 15 ноября 2012 года. В первую очередь это касается конфет «Буратино», «Ластонька», «Пилотаж», «Приморские «Птичье молоко», «Коровка-буренка» и даже драже «Лимончики». Данные эти понадобились, чтобы определить размер подлежащей к выплате суммы, которая, как пояснил юрист, зависит от объема «контрафактной» продукции,выпущенной, по разумению «Объединенных кондитеров», приморцами.Кстати, точная стоимость реализованных конфет пока неизвестна. Фабрика не ведет статистику по наименованиям. Торговые же сети, в которые был сделан запрос, либо считают эту информацию коммерческой тайной, либо просто не успели ответить. И как только будет получен ответ, заседание продолжится.Была «Ласточка», стала «Светланская»– Не может фабрика до неузнаваемости переименовать конфеты, например «Ласточку» обозвать «Воробушком», хотя бы уже потому, что потребители этого не поймут, ведь начинка осталась прежней, – говорит Олег Карьков. – Истцы требуют, чтобы мы предоставили заявки в патентное бюро на переименование, в котором нам, кстати, было отказано, поскольку эти названия уже были зарегистрированы. Отказано из-за схожести наименований до степени смешения: например, «Ласточка» и «Приморская ластонька», «Каракум» и «Карабум».Оно и понятно: московские кондитерские предприятия зарегистрировали более 1 700 наименований, то есть все возможные слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в наименованиях.Кстати, сейчас вы уже не найдете на прилавке произведенные «ПК» «Каракум», «Ласточку», «Красный мак» – они стали именоваться «Арамук», «Светланские» и «Пралиновые».Что в перспективе? Речь, понятно, идет не о данном судебном споре… Подавляющее большинство региональных кондитерских фабрик, начавших свою деятельность еще в советские времена, и в их числе «Приморский кондитер», решили противостоять московским кондитерам и объединились: планируется создание ассоциации кондитерских фабрик. Вместе проще добиться регистрации коллективного товарного знака, чтобы все кондитерские фабрики бывшего СССР имели право использовать всем известные бренды. Ведь удалось прийти к соглашению в аналогичных спорах по наименованию винно­-водочной продукции. Напомним: сегодня права на такие российские знаки, как «Пшеничная», «Столичная», а также многие другие, принадлежат Российской Федерации. Распоряжается этими правами от лица государства федеральное предприятие «Союзплодимпорт». А доход за право использовать то или иное наименование идет в бюджет страны.Кстати, по мнению патентоведов, претензии москвичей абсолютно правомерны: соблюдать товарные знаки необходимо уже для того, чтобы покупатель не путался между производителями. Придет, например, человек в магазин, попросит «Каракум», ожидая, что ему дадут московских конфет, а получит местные…И все же эксперты считают, что причина надуманная, ведь не путается покупатель, покупая колбасу. Только на нашем рынке той же «Молочной» – десятки. Или все только еще начинается и колбасникам грозит суд по отстаиванию бренда?

Автор: Анжелина Шилан «VladNews»