Главная тема «Чтива» – чтиво

Молодежь Владивостока предпочитает литературу

17 янв. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3272 от 17 янв. 2013
39a3a2643459287cf82a074ec5ea3e76.jpg Недавно во Владивостоке прошел очередной литературный вечер в рамках художественного проекта «Чтиво», ставшего популярным среди творческой молодежи города.О нюансах и истории проекта рассказал один из его основателей – журналист и поэт Андрей Вороной. – «Чтиво» возникло в 2003 году и очень быстро получило популярность, – вспоминает Андрей. – Автором идеи этого в своем роде уникального для Владивостока культурного мероприятия стала арт-директор клуба BSB – на тот момент – Татьяна Каркавина. Правда, впоследствии она не принимала прямого участия в наших чтениях. На мой взгляд, во Владивостоке на тот момент ничего подобного не делалось. Разумеется, проходили и проходят творческие вечера и встречи с литераторами, но формат общения, как правило, не выходит за рамки традиционных библиотечных мероприятий. «Чтиво» же ведет свою родословную от другой традиции – от Серебряного века с его «Бродячей собакой» – легендарным литературным кафе, существовавшим в Санкт-Петербурге с 1912 до 1915 года. Именно там собирались художники, поэты, прозаики и прочая околобогемная публика. Приходили и обыкновенные обыватели, буржуа, дабы приобщиться к миру искусства – поэзия была модным делом тогда. В «Бродячей собаке» читали культовые поэты: Гумилев и Мандельштам, Ахматова и Маяковский. Есть и другая – более поздняя традиция, которую «Чтиво» продолжает. Это традиция эстрадной поэзии времен хрущевской оттепели. И тут мы неизбежно вспоминаем кинокартину «Застава Ильича» с центральным эпизодом, в котором уже тогда ставшие легендами Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский, Поженян – все они читают стихи, и огромная аудитория с трепетом им внимает…Что же касается «Чтива», то девять лет назад его ведущей была талантливая и креативная девушка Екатерина Петрова (Раду), потом эстафету она передала другой умнице и красавице – Ульяне Поярковой. Девушки сумели сделать из «Чтива» великолепное шоу, настоящий праздник поэзии, за что им я бесконечно благодарен, так как они меня на «Чтиво»-то и вытянули. Выступления шли попеременно на двух площадках: клуб «BSB» и арт-кафе «Премьера». Периодичность – раз в месяц, в последнее воскресенье. Но ближе к 2008 году градус «Чтива» упал. То ли идея неформатной поэтической вечеринки стала испытывать кризис, то ли у ведущих проекта появились свои приоритеты, но «Чтиво» постепенно снизило свою активность до нуля. Кто-то сдулся в творческом плане, кого-то заел быт, кто-то уехал из Владивостока. В мае 2012 года поэт и известный в культурной среде человек – Ростислав Максимов провел в новом заведении «Студио 40/32», что в Матросском клубе, серию литературно-художественных вечеров (три подряд!), посвященных творчеству Иосифа Бродского. Собралось огромное число людей – более 150 человек, причем молодежь! Вот тогда и возникла идея возродить «Чтиво», и участвовали в ней разные люди и структуры. В том числе музей Арсеньева. Первое «Чтиво» в новом зале было посвящено Маяковскому. Появился интерес, дело пошло. – У нас молодых поэтов и прозаиков много, но не у всех хватает фанатизма, в хорошем смысле этого слова, профессионализма, а искренность долго эксплуатировать нельзя, – говорит Андрей Вороной. – С другой стороны, для меня работа над проектом «Чтиво» – удовольствие. И абсолютно бескорыстное – нам никто не платит. Но есть большая мечта, на которую могут понадобиться средства: на базе «Чтива» хотя бы раз в год делать представительный литературный фестиваль, куда можно было бы пригласить известных авторов. Они бы приехали: по крайней мере, известные поэтессы Алина Витухновская, Яшка Казанова говорили о своем желании побывать во Владивостоке. У нас в планах также выпуск одноименного альманаха. Надо сказать, что сегодня мы проводим «Чтиво» чаще, чем это было в прошлом, и на сегодняшний день «Чтиво» является уникальным культурно-коммуникативным проектом. Как думаете: может ли какой-то еще город похвастать подобным?