В душе места хватает и для физика, и для лирика
Открыть самого себя никогда не поздно
Кто придумал противопоставлять физиков и лириков? Жизнь подтверждает, что для этого нет никаких оснований. Как раз среди физиков оcобенно много творческих людей, которых никак сухарями не назовешь. Вот вам пример – Юрий Василенко, окончивший в свое время физфак ДВГУ. Сам он тоже раньше считал, что у него исключительно технарский склад ума. Но оказалось, в его душе живет художник.Поддержка коллегЮрий Витальевич более 20 лет работает в энергетической отрасли, сейчас – заместителем начальника службы информационных технологий филиала ДРСК «Приморские электрические сети». Свою работу не считает скучной. «Наша задача – обеспечить предприятие по всему краю компьютерной техникой, серверами, программным обеспечением. И добиться, чтобы все это бесперебойно функционировало в единой сети ДРСК, – рассказывает Василенко. – Компьютеры дошли до глубинки, современной техникой оснащаются даже самые отдаленные участки электрических сетей. Сейчас мастера учатся вести производственный учет при помощи нового программного комплекса, который начал внедряться в прошлом году».Для живописи остается немного времени – выходные, вечера. Вечером другой свет, другие краски, по-иному ложатся тени. Художник поясняет, что коль начал писать картину в сумерки, то и доводить ее до ума придется в это же время. Быстро ли продвинешься? Поэтому вполне объяснимо, что при таком раскладе устроить, например, персональную выставку не просто – готовить для нее достаточное количество работ пришлось бы слишком долго. А вот участвовать в выставках совместно с другими приморскими художниками доводилось. Две картины даже побывали в Японии. С особыми чувствами Юрий Витальевич вспоминает, как выставлял свои работы в офисе электрических сетей. Коллеги одними из первых смогли познакомиться с его творчеством, и было очень приятно слышать от них одобрительные отзывы. В Сретенском монастыреБыла в его судьбе еще одна выставка, воспоминания о которой запали в душу, – в Сретенском женском монастыре. Никто ее там специально не планировал, все случилось экспромтом, но вызвало столько светлых эмоций, что они памятны до сих пор. Василенко оказался в этом монастыре во время трехмесячной поездки на Алтай в 2005 году вместе с известным приморским художником Геннадием Кунгуровым и поэтом из Лазо Олегом Вороным. В общей сложности они проехали тогда 20 тысяч километров. По дороге рисовали, любовались потрясающе красивыми местами, встретили много интересных людей. – Подобные поездки – это другой срез жизни и другое состояние души, – делится Юрий Витальевич. – Совсем не то, что, например, съездить в отпуск. Приходят мысли, какие в обычной жизни тебя не посещают, появляется иное осознание себя. В храме Сретенского женского монастыря мы с Геннадием выставили по нескольку работ, которые успели сделать по пути. Монахини, в свою очередь, продемонстрировали нам свое удивительное хоровое пение. Особенно запало в душу общение с настоятельницей женского монастыря. Все это было так искренне, что оставило незабываемый след в сердце. Художник сожалеет, что, увы, редко бывают подобные поездки. С другой стороны, любые пленэры дают очень много. Излюбленными местами художников являются Безверхово, Стеклянуха, Анисимовка, северные районы края. Когда удается выбраться на лоно красивой природы вместе с профессионалами, считай, несказанно повезло. Можно будет у них поучиться, выслушать критические замечания в свой адрес.Прислушиваясь к себе– Юрий Витальевич, а вы вообще-то прислушиваетесь к советам со стороны, когда пишете картину?– Смотря что считать советом. Если те уроки, которые мне, начинающему художнику-самоучке, давали профессионалы и настоящие асы, то именно благодаря им я чему-то научился в живописи. Но если речь идет о подсказках по сюжету картины, конкретном воплощении задуманного, то не только я, но и мои знакомые художники признают: лучше прислушиваться только к самому себе, к тому, что у тебя внутри. Картина – это самовыражение художника, и как только начинаешь воплощать чужое видение, все на глазах разваливается. Остается одно – забыть об этом холсте до лучших времен.– А бывает так, что приходится отставлять его по другой причине – потому что не нравится собственная идея или ее реализация?– Еще как бывает. Иногда что-то пишешь, пишешь и вдруг понимаешь: не то. Тогда все летит в тартарары. Бывает, картина уже практически дописана, но удовлетворения нет: явно недостает какого-то нюанса, маленькой, но говорящей детали. И что? Завершение работы может отодвинуться на месяц, два, даже год. Не дорос? Идея не созрела? Вот и ищешь. Потом вдруг осенит, и тогда удивляешься: как же все просто! Но пока сам не найдешь решение, ничто и никто не поможет. В ответ на вопрос, откуда у него, компьютерщика, увлечение живописью, Юрий Витальевич сначала несогласно качает головой. Объясняет, что мало назвать это увлечением. Живопись для него – целый пласт жизни. Философия, связанная с погружением в себя и постоянным внутренним поиском. Каждая картина требует огромной отдачи энергии. Вроде бы просто водишь кисточкой, отдыхаешь, но при этом, бывает, столько энергии выделяется, будто при тяжелой физической работе. Вот и скажи, что рождение картины не требует большого труда и вложения энергетики художника.Выдали горящие глазаК живописи Василенко пришел в 2000 году. Все решили его «горящие глаза», когда смотрел, как работают знакомые художники, и настойчивость друзей, заметивших эту заинтересованность. Да еще и звезды, видимо, сошлись удачно для начала творчества. Он взял в руки кисть и написал свою первую робкую картину – о море. – С того времени все и началось, во мне будто что-то включилось, – рассказывает художник. – Моим учителем стал Геннадий Кунгуров, которому я бесконечно благодарен за науку, за умение преподать урок так, что он запоминается навсегда. Какое-то время занимался еще в изостудии другого приморского художника – Виктора Серова, и тоже многое постиг. Смотрим с хозяевами картины, оставленные дома. Их немного – самые любимые либо связанные с каким-то творческим поиском. Среди тех, что были подарены друзьям и близким, сделаны на заказ и проданы, тоже были дорогие сердцу. Но Василенко расстается со своими произведениями легко, потому что знает – они будут кому-то приносить радость. Новые задумки теснят старыеПокинувшие автора работы можно теперь увидеть разве что на экране его домашнего монитора. Фотографии картин Василенко выложены также на сервере Приморских электрических сетей и доступны для просмотра коллегами. А дома очень много этюдов. Каким-то из них суждено дождаться часа, когда автор вернется к задуманному, а каким-то, увы, никогда не стать полноценными картинами. Виноваты новые задумки, все дальше оттесняющие старые. Василенко не любит переписывать то, что создал когда-то, даже если картина была очень удачной. Его увлекают поиск, новые находки. Чаще всего пишет живописные уголки природы, не надоедающие никогда деревенские сюжеты, выразительные натюрморты, нежные полевые и красочные садовые цветы. В основном идет путем реализма. Хотя, признается, «иногда тянет в другую сторону – импрессионизма и даже абстракции». Некоторый опыт в этом есть, но его можно назвать лишь «пробой пера».Показывая свои работы, Василенко удивляется, какую разную реакцию вызывают они у разных людей. Кто-то при виде картины испытывает восторг, кто-то – ничего, кроме равнодушия. Почему? В чем природа такого разного отношения? Занятия живописью привели к тому, что теперь он стал не только больше заглядывать внутрь себя, но и пытаться разгадать других.Профессиональным художником Юрий Василенко себя не считает. Он профессионал в другой области – информационных технологий, и этим гордится. Но живопись открыла для него новые горизонты, которые очень интересно познавать и расширять.
Автор:
Надежда БРАЖИНА