От угона не зарекайся
Во Владивостоке каждая третья угнанная машина в 2012 году не имела никакой охранной сигнализации
По данным УМВД по Приморскому краю, наш праворульный 25-й регион занимает второе место среди регионов России по кражам автомобилей. На языке цифр это значит, что из общей массы имущественных преступлений, совершаемых в крае, кражи и угоны транспортных средств составляют около 7 процентов.Для криминальной статистики это внушительный показатель. Поэтому в Приморье известную поговорку «от сумы и тюрьмы не зарекайся» вполне можно дополнить фразой «и от угона машины».Цифровая сигнализация не по зубам На минувшей неделе сотрудники отдела по борьбе с угонами УМВД России по Владивостоку задержали группу автоворов, промышлявших в краевом центре. В основном в Первомайском и Первореченском районах. Преступное сообщество состояло из шести жителей краевого центра – молодых людей в возрасте от 23 до 25 лет.Как рассказал «В» и.о. начальника ОУР УМВД России по Владивостоку майор полиции Алексей Страмилов, охота на похитителей автомобилей началась после нескольких заявлений в полицию от хозяев угнанных машин. – Перед совершением преступления угонщики через один из сайтов в Интернете покупали документы на машину и вырезки металла с номерами. Последние потом приваривали на угнанные машины. Выбрав приглянувшийся автомобиль, они несколько дней следили за его передвижениями, выбирая удобное место и время для угона. На некоторые автомобили у них даже был заказ. Один из членов группировки занимался перебивкой номеров на кузовах и двигателях угнанных машин, – раскрыл некоторые секреты автоворов Алексей Страмилов. Для угона машины злоумышленники использовали электронные сканеры кода охранной сигнализации – код-грабберы. Эти хитроумные «отмычки» можно без проблем купить в автомагазине за 40-60 тысяч рублей. Не сочтите это за рекламу, а примите как предупреждение, но код-грабберы последних моделей взламывают до 70 процентов закодированной аналоговой сигнализации. Именно аналоговой, потому как цифровые коды электронным сканерам не по зубам, так как зашитый в них код «свой – чужой» постоянно обновляется... Однажды родственник одного из членов группировки пожелал «Мазду-Демио». Выслеживая жертву, угонщики даже не подозревали, что уже полтора месяца находятся под колпаком правоохранительных органов, которым все о них известно, вплоть до места дислокации бокса, где перебивались номера. Хозяин «Мазды-Демио» об этой охоте, естественно, не догадывался. Угнали – отремонтировали – вернулиНе раскрывая всех нюансов этого уголовного дела, скажем, что злоумышленников поймали с поличным. Правда, на «Тойоте-Марк II» – Самурай 1993 года выпуска, с перебитыми номерами кузова и переваренной рамой. Как позже выяснилось, этот автомобиль увели для одного из приятелей угонщиков. Причем заказчик был убежден: машину ему привезли из Японии как конструктор. Он даже внес некоторую сумму на оплату транспортных расходов. Но покататься на «Самурае» ему не довелось – преступников задержали во время перегона машины к будущему хозяину.По данным следствия, данная группировка просуществовала не более четырех месяцев. Поэтому много наследить не успела: в уголовном деле всего четыре зарегистрированных факта угона. Был еще пятый случай, но хозяин машины отказался писать заявление. Между тем полицейские предполагают, что на совести подозреваемых гораздо больше преступлений. Поэтому работа по их выявлению продолжается. Угнанную «Мазду-Демио», кстати, владельцу тоже вернули. Хотя он уже отчаялся когда-либо увидеть свою «ласточку». Интересно, что в момент возврата хозяин не узнал свое авто: машина выглядела как только что с конвейера – без прежних царапин и потертостей на кузове, с новыми боковыми зеркалами и бампером, настоящим техническим паспортом и конечно же с перебитыми номерами на кузове. Но на двигателе номер был родной. У «Мазды-Демио» он расположен в труднодоступном месте, поэтому специалист по перебивке не стал утруждаться, видимо, решил, что полицейские в случае чего поленятся так тщательно проверять машину. Недооценили угонщики стражей порядка. А вот владелец «Демио» полицейским очень даже благодарен. И вообще, ситуация для него сейчас выглядит очень даже забавно: машину угнали, а вернули полностью отреставрированную. Преступники – тонкие психологи Во Владивостоке пик угонов приходится на ночное время, с полуночи и до пяти утра, а также на вторую половину дня – с 15 до 20 часов. Исходя из опыта полицейских Владивостока чаще всего автомобили угоняют со стихийных придомовых стоянок, даже если они под «охраной» сторожа – из тех, которые «понаехали тут». Поскольку никакой ответственности за машины этот «секьюрити» не несет – ни моральной, ни материальной. И противостоять угонщикам такой охранник не станет, своя жизнь дороже. Фактически плата за несанкционированную стоянку – это своеобразный рэкет, на который автовладельцы соглашаются добровольно. Но это уже тема для другого разговора. Как это ни странно, но, по мнению правоохранителей, во многих случаях угона виноваты сами потерпевшие: люди покупают дорогие машины... и экономят на установке надежной сигнализации. Да к тому же ставят авто на ночь под окнами, чего и ждут автоворы. По данным криминальной статистики, за 10 месяцев этого года в столице Приморья было зарегистрировано 900 угонов автотранспорта, из них 603 случая – с придомовых территорий. При этом каждая третья угнанная машина не имела никакой охранной сигнализации. На втором месте – угоны среди белого дня от общественных учреждений. Вы можете пойти в кино, театр, сауну или в супермаркет, оставив своего четырехколесного друга на улице на длительное время под охраной «надежной» сигнализации, а потом его не найти. Преступники – тонкие психологи, они знают, где и когда хозяева авто теряют бдительность.Еще недавно пальму первенства по местам угона в краевом центре держали кинотеатр «Уссури» и ГУМ. Сегодня лидерство перехватили кинотеатр «Океан» (8 угонов за 2012 год) и цирк (7 угонов). Причем от «Океана» машины увели во время вечерних сеансов, от цирка – днем, когда шли представления. Пять автомобилей ушло от кинотеатра «Иллюзион», три – от New Wave Sinema. Впрочем, здесь еще сказалось соседство с Первореченским рынком. Старички нынче в цене Практика показывает: если преступники положили глаз на ваш автомобиль, то они свое черное дело непременно сделают. От угона не убережет ни скромный мультилок, ни самая навороченная охранная сигнализация. И все-таки, устанавливая сигналку, не экономьте. Помните народную мудрость – скупой платит дважды. Для подстраховки, как советуют полицейские, можно использовать проверенный народный метод, установив «волчий капкан» на педаль. Кроме шуток! В автомагазинах продаются эти спецловушки на автоворов. И не надо думать, что если ваша машина уже дрова, то вряд ли кто на нее покусится. Как ни странно, но больше половины угнанных авто – это машины с большим возрастом и пробегом. Из тех, что уже не ввозят в Россию из-за высоких пошлин. А спрос на запчасти огромен. Поэтому эти авто и пропадают. Хотя еще недавно самыми угоняемыми автомобилями в крае были «Тойота-Лендкрузер», «Тойота-Прадо», «Тойота-Марк II» и «Тойота-Королла» последних годов выпуска. Чаще всего «крузаки» и «Прадо» похищали (и похищают) для «экспорта» в центральные регионы России и в республики Закавказья. Совет майора полиции Алексея Страмилова:«Если у вас угнали авто, обращайтесь только в полицию. И никогда в частные сыскные конторы. Многие сыскные конторы по розыску машин напрямую связаны с угонщиками. Розыском эти люди не занимаются. Они выходят на криминал и делают «возвратку» за 5-6 тысяч долларов, чем и живут». В минувшее воскресенье во Владивостоке был задержан угонщик, специализирующийся на микроавтобусах 2010-2012 годов. Он разбирал их в своем гараже и продавал в собственном магазине, который находился этажом выше.
Автор:
Сергей КОЖИН