Земле леопарда придет СПГ

Рядом с заповедниками Приморья в скором времени развернется строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ)

20 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3241 от 20 нояб. 2012
99387233e434ca8a6ecf61acb1914e41.jpg В конце минувшей недели вице-губернатор края Сергей Сидоров провел совещание по вопросам инвестиций ОАО «Газпром» в строительство газоперерабатывающего завода на территории Приморья.Представители Газпрома не преминули подчеркнуть, что строительство завода окажет благоприятное влияние на социально­экономическое развитие территории. В первую очередь это дополнительные рабочие места, в том числе и в смежных областях, а также модернизация транспортной инфраструктуры, создание новых промышленных объектов, энергоснабжения и связи. И просто огромное пополнение бюджета. Возводить газоперерабатывающий комплекс будут в три этапа, производительность каждого 3,5 млн тонн. Ввод первой очереди предполагается в 2018 году, второй – в 2020м, на полную мощность завод заработает в 2025м. В период строительства объекта потребуется порядка 1,9 – 2,7 тыс. рабочих и инженеров. Для обслуживания действующего предприятия понадобится 1,2 тыс. человек постоянного персонала, и примерно еще 600 специалистов будут работать вахтовым методом. Налоговые поступления за период строительства и эксплуатации завода в бюджеты разных уровней составят многие сотни миллиардов рублей. Из них только в региональную казну – свыше 500 млрд рублей. Немало от налоговых миллиардов достанется и муниципальным бюджетам. Специалисты проектно-изыскательского института ОАО «ВНИПИ-газдобыча» представили собравшимся два варианта размещения газоперерабатывающего завода.На основании геологических, гидрохимических и иных данных, в том числе оптимальности капвложений, рассматривались два альтернативных варианта размещения заводов: на мысе Ломоносова одноименного полуострова (Хасанский район) и на мысе Поворотном (Партизанский район). Для каждой площадки был разработан ситуационный план размещения административных и производственных зданий, ремонтных, вспомогательных, складских и бытовых помещений, общежитий, причальных сооружений для строительных грузов и погрузки СПГ. Причем причалы в обоих случаях вынесены примерно на километр от береговой линии для подхода танкеров вместимостью от 100 до 200 тысяч тонн. Леопардам придется потесниться Главный инженер проекта ОАО «ВНИПИ-газдобыча» Дмитрий Яшков подробно рассказал не только о современной технологии, которая будет использоваться на заводе по сжижению газа, но и о том, чего больше всего ждала общественность Приморья, – какова цена дополнительных рабочих мест и миллиардных вливаний в бюджет. Дмитрий Яшков не утаивал экологических аспектов проекта. – Земельные участки с частью акватории, запрашиваемые под размещение завода, в названных вариантах не попадают на особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения, – уверил собравшихся главный инженер проекта ОАО «ВНИПИ-газдобыча» Дмитрий Яшков. – Однако необходимо отметить, что в районе размещения завода СПГ на мысе Ломоносова расположено три такие заповедные зоны. Так, в нескольких километрах от территории завода – государственный природный заповедник Кедровая Падь Дальневосточного отделения Российской академии наук – единственное место постоянного обитания дальневосточного леопарда. Рядом с ним, в одном коридоре с железной дорогой, проходит трасса трубопровода Сахалин – Хабаровск — Владивосток, к которому планируется подключить завод СПГ. В семи километрах от предполагаемой стройплощадки на мысе Ломоносова расположен национальный парк «Земля леопарда». Кроме того, неподалеку – к югу от бухты Перевозной, в водах Амурского залива – создан Дальневосточный морской заповедник. Его ближайшая акватория – в районе мыса Льва – располагается в 42 км от СПГ. Частично территория завода заходит на особо охраняемую рекреационную зону в районе бухты Нарва. Однако здесь уже проблем нет – составлен документ, утвержденный департаментом земельных ресурсов, переводящий указанную территорию из статуса рекреационной в промышленную. Несмотря на то что на мысе Ломоносова придется буквально втискивать завод по СПГ между заповедными зонами, специалисты Газпрома остановились именно на этом варианте размещения опасного производства. По словам Дмитрия Яшкова, выбор основан на оценке множества технико-экономических показателей по 10-балльной системе, где наилучший вариант набирает наименьшее количество. Мыс Ломоносова набрал 3 балла против 3,7 мыса Поворотного. Это и определило судьбу земли, где обитают краснокнижные животные и куда съезжаются на отдых и поправку здоровья жители со всего региона. Власти – за газ, налоги, рабочие места…– Выбранный земельный участок под завод СПГ на территории Хасанского района был оформлен соответствующим актом и 25 октября подписан главой муниципального района, – сообщил Дмитрий Яшков.– Мыс Ломоносова наиболее подходящая площадка, в том числе и с точки зрения транспортной доступности. Этот проект поддержал и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, – отметил Сергей Сидоров.На вопрос кого-то из присутствующих, как местная власть относится к предстоящей стройке, глава Хасанского муниципального района Александр Нарыжный заверил, что у него есть только одно замечание: чтобы построили завод не за 123 месяца, как планируют в Газпроме, а много раньше. Его понять можно – предприятие такого масштаба позволит разом решить многие социальные проблемы территории. Выпадет ли еще второй такой шанс?.. Это вам не малый бизнес с кучей проблем и копеечными доходами, а предприятие мирового уровня, высокодоходное, с соответствующими оборотами, налогами, рабочими местами и зарплатами. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем во всех смыслах. Тем более что насчет вероятности отрицательных последствий успокоил эколог – советник по новым технологиям охраны окружающей среды ЗАО «Научно-производственная фирма «ДИЭМ» Виктор Загвоздкин. Организация, которую он представляет, специализируется на выполнении проектно-изыскательских работ экологического профиля при добыче газа и нефти на континентальном шельфе и сухопутных территориях, а также при транспортировке, хранении и переработке углеводородов. Виктор Загвоздкин обстоятельно поведал о проведенных оценках воздействия строительства и эксплуатации завода по производству СПГ на окружающую среду: долго и нудно рассказывал об источниках воздействия, их видах, возможных опасностях, а также огласил общие природоохранные мероприятия, которые надо бы провести, дабы минимизировать последствия, если таковые вдруг окажутся. В чем очень сомневается начальник управления по работе с регионами ОАО «Газпром» Виктор Смоляков. По его словам, вероятность опасного влияния завода на окружающую среду крайне низка, поскольку производство СПГ является высокотехнологичным. – Любое другое промышленное производство, размещенное здесь, принесло бы больший вред, чем завод СПГ, – уверил собравшихся Виктор Смоляков. Экологический подход – такой разный…Из всех присутствующих лишь у начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Алексея Почекунина был вопрос к проектировщикам: где планируется складывать отходы от строительства комплекса, поскольку на территории Хасанского района площадки под такое количество мусора нет? – Да в чем вопрос-то, сделают газовики какой надо полигон, – и в этом развеял сомнения эколог Загвоздкин. Хотя и признал, что именно проблемы складирования отходов – самые острые на территории страны, в том числе и в Приморье. По его словам, именно складирование мусора станет самой насущной экологической проблемой на мысе Ломоносова. Поэтому организовать в Хасанском районе свалку по всем правилам – основная задача в череде природоохранных мероприятий, которые непременно будут занесены в проект.Правда, местные экологи настроены менее оптимистично в отношении реализации газового проекта. Председатель координационного совета по проблемам экологии Приморского края, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог России, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Борис Преображенский считает, что нет никаких экономических, экологических доводов для строительства завода по СПГ на мысе Ломоносова. По данным администрации края, изначально Газпром рассматривал восемь площадок под строительство завода на территории края. В их числе Находка, Фокино, Тернейский и Ольгинский районы. Но «победил» вариант на Ломоносова.– Могу объяснить выбор проектантов мыса Ломоносова упрямством либо чьим-то интересом, – заявил Борис Преображенский. – Каким бы ни было высокотехничным производство газа – безопасным оно не бывает. Придется вести трубу с газом от магистрального трубопровода к предприятию через реки, рубить лес в заказниках – все это чревато опасными последствиями и для ландшафта, и для его краснокнижных обитателей. И второе: порт в этой акватории строить нельзя – в этом месте в зимний период гигантские ледяные поля – торосы – вылезают на берег, грозя разрушить все объекты. И потом, рядом, в бухте Нарва, – санаторно-курортная зона. Там расположены лечебницы, детские лагеря отдыха и профилактории. Совсем рядом, в бухте Гека, есть остров Кроличий, где построены большие комплексы для лечения и профилактики, там много отдыхающих, причем с детьми. Выхлопы от труб завода поставят крест на всей этой рекреационной зоне. У нас и без того не много мест для летнего отдыха с детьми. Кроме того, сжиженный газ взрывоопасен. Достаточно один раз взорваться, и сто лет проблемы разгребать будем. Мне непонятен малообоснованный выбор мыса Ломоносова в качестве площадки для СПГ посреди заповедных зон. Ведь проектировщикам предлагалось много альтернативных мест – например, бухта Безымянная, это на выходе из Уссурийского залива. Там есть прекрасные площадки, на которых можно развернуть промышленное производство. Газпром пришел на восток со стратегиейКак уже писал «В», ОАО «Газпром» меняет приоритеты: европейцы по разным причинам отказываются от поставок российского газа, и это обстоятельство вынуждает одну из крупнейших мировых энергетических компаний повернуться лицом на восток. Сегодня Восточная газовая программа, реализуемая Газпромом, является важнейшей частью стратегии развития ОАО «Газпром». Ее суть в создании в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения.Существенную долю программы занимает проект создания в республике Саха (Якутия) крупного центра газодобычи. Сырье оттуда будет в первую очередь направлено на обеспечение газом потребителей Дальнего Востока, а также пойдет на экспорт в страны АТР, причем в сжиженном виде, а не по трубопроводу. Это и есть основное преимущество СПГ: покупатель и продавец не связаны трубой. Сжиженный газ можно перевозить танкерами и реализовывать там, где наиболее выгодно. Именно поэтому так важно для Газпрома строительство в Приморье завода по производству СПГ – сжиженный газ позволит российской компании значительно расширить рынок сбыта и восполнить убытки из-за потери целого ряда европейских потребителей. Сырьевой базой для завода СПГ станет газ из сахалинского, якутского и иркутского центров добычи газа. В Газпроме уже принято окончательное решение по строительству и вводу в эксплуатацию в 2016 году магистрального газопровода Якутия — Хабаровск — Владивосток протяженностью около трех тыс. км. Маршрут газопровода пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Производительность газопровода составит 61 млрд куб. м газа в год. Соединив газопровод из Якутска с действующим трубопроводом Сахалин – Хабаровск — Владивосток на участке Белогорск – Хабаровск, Газпром сформирует на востоке России единую газотранспортную систему, обеспечив надежность поставок газа, в том числе на завод по производству СПГ в Приморье. Наиболее интересным для завода будет рынок АТР, так как именно в этой части планеты экономисты прочат наиболее высокие темпы роста экономики. Общий объем потенциальных рынков сбыта АТР превысит 40 млн тонн в год в период с 2017-го по 2020 год. Лучшими для данного проекта признаны рынки Японии, Южной Кореи и КНР. Дополнительным преимуществом владивостокского проекта является короткое транспортное плечо: расстояние от Владивостока до терминалов в Японии составляет около одной тысячи миль. У конкурентов Газпрома менее выигрышные позиции: от Австралии до ближайших портов Страны восходящего солнца – три тысячи миль, от Катара – порядка шести с половиной, а США – пяти тысяч миль. По словам начальника управления энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края Николая Ловыгина, на сегодняшний день ОАО «Газпром» выполняет обоснование инвестиций, которые будут окончены в декабре 2012 года. К разработке проектной документации ОАО «Газпром» приступит в следующем году. «Разработка проектной документации будет идти в течение одного-полутора лет», – сообщил он.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»