Национальную идею нашли в «Уссури»

Известный режиссер пожелал Владивостоку стать экономическим чудом

2 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3232 от 2 нояб. 2012
41826a7f715d75d081f6739b18e733da.JPG 85-летие старейшего кинотеатра прошло с аншлагом: на сеансы советской и российской кинодокументалистики владивостокцы буквально ломились, пришлось организовывать дополнительные показы.Но можно без преувеличения сказать, что главным виновником торжества стал не только кинотеатр «Уссури», но и его бессменный директор, женщина, для которой кинотеатр стал частью ее судьбы, – Юлия Васильева. О ней говорили все выступавшие. Вице-мэр рассказала, где начинались романы Елена Щеголева по поручению главы Владивостока Игоря Пушкарева вручила Васильевой медаль «За вклад в развитие города», ценный подарок и поздравила коллектив «Уссури». – Я помню и эти афиши, и очереди у касс кинотеатра, – сказала вице-мэр. – И вообще, я уверена, что с кинотеатром «Уссури» у каждого жителя Владивостока связана своя, особая история. Мы все сюда ходили, слушали прекрасную душевную музыку в фойе… Здесь начинались романы, здесь назначались свидания… Окончив школу, я вместе со всем классом встречала на набережной рассвет, а потом мы все вместе пошли на первый сеанс в «Уссури». Помню, мы смотрели «Генералов песчаных карьеров». И я счастлива поздравить вас по поручению главы города с таким прекрасным праздником! Здоровья вам, гармонии, оптимизма! У Москвы просто не было нашей ВасильевойИменно со слов благодарности в адрес Юлии Михайловны начал свое выступление на вечере и знаменитый российский режиссер Александр Прошкин. В честь юбилея «Уссури» он представил свой фильм «Искупление» – на трое суток раньше официальной премьеры в России.– «Искупление», – сказал Александр Анатольевич, – побывал на многих фестивалях, и представлял я его не раз, но нигде так не волновался, как в этом зале. Совсем недавно я был во Франции, где в городе Бордо меня познакомили с одним из самых уважаемых местных граждан – директором местного кинотеатра, вот такого же, как «Уссури», с огромной историей, знававшего трудные и славные времена. Он возглавляет кинотеатр – по сравнению с вами, Юлия Михайловна, недолго, всего-­то 36 лет. И в городе его не просто уважают – им восхищаются, он знаменит не меньше, чем премьер­-министр. Потому что на таких людях, как он, как вы, Юлия Михайловна, на подвижниках, чистых и сильных людях, держится искусство. Я представляю, каких сил стоило удержать кинотеатр, спасти «Уссури». В центре Москвы на площади Маяковского был кинотеатр «Дом Ханжонкова». Ему больше 100 лет. Так вот кино там нет. Есть кафе, ресторан, а кинотеатра нет. Не уберегли. Не нашлось в Москве такого человека, как Юлия Васильева, который бы сумел вырвать старейший кинотеатр из пасти хищников. А «Уссури» повезло. Сколько в этом зале побывало поколений людей! Сколько поколений артистов смотрело с экрана! Когда молодые люди приходят в кинозал, зная, что в этом же зале смотрели кино молодыми их деды, это удивительно. Хочется, чтобы новое поколение ощущало эту преемственность, чтобы сохранялась в семьях любовь к этому намоленному храму кино. Пусть сюда приходят зрители, сохраняя традицию, а уж мы постараемся, чтобы киноэкран не пустовал, наполним его содержанием.«Искупление» стартует на востокеКстати, почти 25 лет назад именно с проката в «Уссури» началась кинематографическая жизнь знаковой картины Александра Прошкина «Холодное лето 53-го». Картина «Искупление» (более подробно о ней читайте на стр.8) начнет свое шествие по стране также с Владивостока. Фильм снят по одноименной повести Фредерика Горенштейна – повести сложной, опубликованной в советской печати только в годы перестройки. Но именно за такие вещи и берется режиссер Прошкин-старший. – Что такое кино, если по большому счету? Это национальная идея, – говорит Александр Анатольевич. – Национальная идея не может быть сформулирована в два-­три слова, она выражается в пластических образах, в наших замечательных пейзажах, в лицах актеров, в том, что режиссеры вкладывают в свои картины. Дети, начиная смотреть чудесные советские мультфильмы, привлекаются к этому пространству, в них воспитывается чувство родины. Без кино нация не понимает, кто она такая. Не может весь мир расти на Голливуде. Мы должны понимать наши корни, наше счастье и несчастье, радости и боли, должны научиться любить свою страну и друг друга. «Искупление» – картина о 1945-м, послевоенном. Ни один народ за всю историю мира не принес такую жертву, как наш, – 27 миллионов погибших… А сколько разоренных семей, какая страшная нищета была! В войну люди жили в высочайшем напряжении – и победили. Но они думали, что после войны им воздастся, что наступит совсем другая жизнь. А после Победы оказалось очень голодно и тяжко… Я снял свой фильм, чтобы молодое поколение понимало, что война – это не история Штирлица, не белозубые мальчики с автоматами из глянцевых поделок «про войну», война – это глобальное несчастье. И если в XX веке мы войну пережили, то в XXI она ни в коем случае не должна повториться. Мы должны понимать все – от мала до велика, что должны сделать, чтобы никогда войны больше не было. А против войны, как ни странно, есть только одно средство. Любовь. И моя картина – о любви. И о том, что мы все хорошие люди, только жизнь создаем себе невыносимую. Не судите своих близких – вот о чем эта картина, не расставляйте оценки легко и быстро, учитесь сочувствовать. Мы должны войти в новую цивилизацию нового века – по праву, как самый талантливый и энергичный народ, совершить великий скачок. И знаете, когда я вижу мосты, построенные во Владивостоке, то верю, что такой скачок возможен. Как в Южной Корее, которая восстала из пепла. И не только смогла построить мосты, дома и прочее, но и создать искусство, которое привлекает толпы людей в кинозал. На сеансы Пусанского кинофестиваля из Сеула корейцы прямыми рейсами летят! Это фантастика! Энергетика нации напрямую связана с любовью народа к национальному кинематографу. Потому что национальное кино – душа народа. Желаю Владивостоку в перспективе затмить Пусан, в том числе и кинематографически, желаю вашему городу стать новым экономическим чудом!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ