Зачем нам нужен Тихоокеанский флот

Корабли у России были всегда, но полноценный боевой флот появился только в 70-80-е годы

24 февр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №323 от 24 февр. 1998

Корабли у России были всегда, но полноценный боевой флот появился только в 70-80-е годы

20-го века. Теперь от него остались жалкие обломки. Нужен ли он вообще? Что будет с Дальним Востоком России без ее Тихоокеанского флота?

Концепция национальной безопасности России, утвержденная указом президента 17 декабря прошлого года, оперирует общими понятиями. Например, так: “Угроза национальной безопасности... кроется в незавершенности процесса реформирования военной организации государства, в сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны” и т. д.

Давайте посмотрим, что же кроется за этими словами, допустим, в отношении Тихоокеанского флота.

Флот - это механизм, если вынуть одну деталь - перестанет работать вся система.

В 80-е годы корабельная ударная группа кораблей Тихоокеанского флота могла встретить любого противника в море на дистанции, не позволяющей нанести удар по нашему побережью. Некоторые адмиралы оценивали авианесущие крейсеры “Минск” и “Новороссийск” в качестве “военно-политического инструмента для решения проблем в мирное время” - они не шли ни в какое сравнение с настоящими американскими авианосцами. Базировавшиеся на них самолеты вертикального взлета основное топливо сжигали как раз при взлете и посадке. Но был случай, когда наши “Яки” перехватили американские самолеты на расстоянии 140 километров от своей палубы, и это произвело нужное впечатление на потенциального противника.

Теперь у нас нет уже даже этих несовершенных авианосцев и тяжелых крейсеров.

Что осталось от Тихоокеанского флота?

Все цифры и нижеследующие сведения не содержат каких-то секретных данных, получены без доступа к документам: достаточно посидеть на пивном фестивале рядом с компанией офицеров. Посему все сведения могут и не соответствовать действительности, а их разглашение вряд ли может нанести ущерб безопасности страны.

На сегодняшний день на российском Дальнем Востоке очень трудно найти хотя бы одну полностью укомплектованную воинскую часть. Оставшиеся в строю корабли не имеют новейших систем вооружения, кроме эсминцев типа “Современный” и БПК типа “Адмирал Пантелеев”, которые имеют современное эффективное вооружение, но неподготовленные экипажи. Выход в море раз в год позволяет отработать разве что несение ходовой вахты.

Современному кораблю очень трудно отразить атаку даже звена штурмовиков. Самолет запускает ракету с расстояния 70-80 километров, а корабль может ее сбить только на расстоянии 30-40 километров. Только зенитные комплексы крейсеров “Адмирал Лазарев” и “Варяг” могут перехватывать цели в радиусе тех же 70-80 километров и при случае достать и сам самолет.

В идеальном случае корабль может обнаружить ракету на расстонии 15-20 км, а в реальной ситуации обычно - 7-8 км . Боевым расчетам остается слишком мало времени, чтобы сбить цель, тем более что они тренируются раз в год, используя в качестве мишени старые советские ракеты 50-х годов, которые летают медленнее и выше, чем современные ракеты.

По оценкам сведущих людей, мы имеем около 50 атомных подводных лодок стратегических и многоцелевых.

Около половины из них действующие, в море на боевом патрулировании 1-2.

Дизельных подлодок 12-15, в море могут выйти 1-2. Из-за отсутствия аккумуляторных батарей стоят 7-8 лодок, у остальных истекли сроки профилактического ремонта, их надо ставить в завод. Стоит отметить, что это достаточно новые лодки, самой старой едва ли больше 15 лет, а обычный срок службы такой лодки - до 25 лет.

К 2000 году техническое состояние кораблей флота будет такое, что вряд ли позволит им решать поставленные задачи. Если ничего не изменится в подходе к нуждам флота и его ремонтных баз, мы не будем иметь ни одного надводного корабля первого ранга - у эсминцев и больших противолодочных кораблей пропущены сроки текущего ремонта.

Кораблей второго и третьего ранга уже сейчас практически нет. Осталось всего 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, которые могут ходить далеко от берега и разминировать проливы, да 4 базовых тральщика, которые далеко в море не ходят.

Есть еще и другие корабли, лодки, самолеты - но это уже не единый организм, это уже не флот.

Если нам нужен флот, то против кого? Китая или США?

Здесь мнения военных специалистов разделяются. Те, кто помоложе, считают, что наш реальный противник - Китай, те, кто постарше, полагают, что наш враг - США.

Сегодня ТОФ не имеет сил для создания ударной группировки. Выход может быть в том, что остатки всего ВМФ России с Балтики, Черного моря будут переброшены на Дальний Восток. Опыт таких походов у нас есть с русско-японской войны.

По мнению некоторых военных специалистов, Россия не может содержать 4 флота, но собрать в кулак два - Северный и Тихоокеанский - может даже сейчас. В этом случае военное присутствие России на Тихом океане можно кардинально усилить за счет перевода сюда тяжелых кораблей. Причем в таком случае базой для нового Тихоокеанского флота должна стать скорее Камчатка, чем Приморье. В Японском море наши корабли заперты проливами, которые легко контролировать и в которых наш флот уже был однажды уничтожен.

Впрочем, есть и совершенно другая точка зрения. Ее представители исходят из того, что наиболее эффективный путь повышения оборонопособности страны - не перевод остатков флотов на Тихий океан или военно-морских баз от Владивостока на Камчатку, а всего лишь смена президента Ельцина и его проамериканского окружения на патриотическое правительство. Такое мнение разделяет немало старших офицеров и адмиралов Тихоокеанского флота, впрочем, говорят об этом только отставники и запасники, действующие офицеры предпочитают молчать.

Даже в нынешних условиях Россия может сдерживать потенциального агрессора, не перетягивая авианосцы с севера, если решится на кардинальное обновление вооружений. Атомные подводные лодки с ядерными боеголовками теряют былую славу оружия устрашения и сдерживания. Опыт последних лет показывает, что войны ведутся без применения ядерных сил. Иначе это будет не война, а самоуничтожение. Атомная российская подлодка, которая таится где-то под берегами США, может даже не пускать свои ракеты. Пусть ее обнаружат и подобьют американцы - они только получат атомный фугас под своим берегом.

Чтобы потопить американский авианосец, достаточно использовать новые системы крылатых ракет, которые можно запускать с разных носителей, в том числе и подводных лодок. Эти ракеты можно запускать стаей, одна из них идет выше, чтобы первой захватить цель. Первоначальное наведение осуществляется по спутнику или самолету. Как только ракеты выйдут на цель самостоятельно, они резко снижают высоту полета до нескольких метров над уровнем моря. Если верхнюю ракету в этот момент собьют, ее место займет другая и

т. д. Перед целью ракеты расходятся веером, взмывают горкой, делают змейки и атакуют корабль с разных сторон.

По словам очевидцев, эффективность этих крылатых ракет поразительна, и к тому же в разработках есть и более современные ракетные комплексы, аналогов которых нет ни у кого в мире. Более известны, хотя бы по названию, системы противокорабельных ракет “Москит”, которые, кстати, могут выпускаться на оборонных заводах Приморья. Эта ракета тоже практически несбиваема и уникальна в своем классе.

В конце концов флот нужен, чтобы защищать территорию. Но ради чего? Если наш идеал достигнуть материального благополучия американцев или создать такую государственную машину, которая бы так же эффективно работала для народа, как китайская, которая успешно управляет миллиардным населением, то флот, конечно, не нужен. Китай и так нас уже одевает, а американцы дают нам деньги.

Осталось ли что-то в России, что мы хотим защищать? Тут одной военной доктрины мало - нужна национальная государственная идея.

Как говаривал один из российских императоров, у России только два союзника - это ее армия и флот. Россия - сухопутная держава, но без флота Дальний Восток не удержит.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"