Отнять и поделить
Главы сельских районов Приморья не прочь пожить за счет крупных городов
Обсуждение в краевом парламенте бюджета Приморья на 2013 год вновь обострило разногласия между сельскими и городскими территориями. Главы ряда крупных городов края выступили за то, чтобы в муниципалитетах оставалось больше налоговых поступлений, в то время как руководители сельских районов хотят жить по-старому, получая дотации из краевого бюджета.Бедными управлять проще Напомним, что пару недель назад на расширенном заседании комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК главы крупных городов выступили за изменение принципа распределения налоговых поступлений между краем и муниципалитетами. В частности, мэры выступили с предложением оставлять в местных бюджетах не 20, а 50 процентов собранного на их территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортного и имущественного налогов, а также штрафов.Очевидно, такие мысли пришлись не по нутру чиновникам в «Белом доме», где за последние годы привыкли держать муниципалов на коротком бюджетном поводке – тех самых 20 процентах налоговых поступлений. На прошлой неделе в одной из краевых газет вышел материал на тему межбюджетных отношений. Правда, в основном статья была посвящена критике главы Арсеньевского городского округа Александра Дронина. Именно он в ходе вышеупомянутого заседания бюджетного комитета ЗС ПК заявил о том, что из-за нынешней системы перераспределения доходов главы многих городов и районов края превратились в просителей дотаций из краевого бюджета.С Дрониным согласился и глава Уссурийского городского округа Сергей Рудица, который констатировал, что города становятся все более дотационными, а мэры – зависимыми от воли краевых и федеральных чиновников. Вот и вынуждены мэры выпрашивать подачки у краевых чиновников, ведь собственных средств на исполнение многочисленных полномочий, возложенных на муниципалов по 131-му федеральному закону, катастрофически не хватает. Получается, что сильные муниципалитеты с деньгами краю не нужны – как-нибудь обойдутся и 20 процентами налогов. Оно и понятно – нищими главами управлять проще! – Сегодня в Приморье нет ни одного самодостаточного муниципального образования. Денег не хватает всем. Основной объем собираемых налогов уходит на краевой и федеральный уровни, как следствие – средств на исполнение своих полномочий у муниципалов остается слишком мало, – считает депутат бюджетного комитета ЗС ПК Владимир Беспалов. – Поэтому инициатива глав крупных городов имеет право на существование. Ведь действующий сегодня закон о межбюджетных отношениях фактически направлен не на исполнение муниципальных полномочий, а на перераспределение средств между городами и районами. Раскулачим богатых? Понятно, что руководители сельских районов изменений не хотят – их в нынешней схеме распределения налогов и дотаций все устраивает. Например, работающий менее года на своем посту глава Красноармейского района Тарас Фищук уже успел разобраться в тонкостях бюджетной политики и называет поведение мэров крупных городов эгоистичным. – Безусловно, мы работаем над развитием собственной налоговой базы, но специфика района не позволяет развивать промышленность. Создать в районе современную инженерную инфраструктуру без помощи государства невозможно, и район готов поддерживать любые проекты в этой сфере, – расписывается в собственном бессилии глава района. Добавим, что в первом чтении бюджет-2013 Законодательное собрание рассмотрит в эту среду, 31 октября. На этапе предварительного обсуждения документ был рекомендован к принятию только профильным бюджетным комитетом ЗС ПК (да и то со второй попытки. – Прим. автора), в то время как остальные комитеты от решения воздержались и рекомендовали администрации доработать документ. Спикер Заксобрания Виктор Горчаков назвал документ сырым, поскольку депутаты вынуждены рассматривать его, не дожидаясь разработки новых краевых программ. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский уже полгода обещает муниципалам масштабные госпрограммы (они должны прийти на смену краевым целевым программам. – Прим. автора), но главы городов и районов до сих пор их не увидели. Здесь стоит отметить, что любая программа предполагает софинансирование из местного бюджета. Но откуда взять деньги на софинансирование, если большую часть доходов нужно отдавать наверх – в краевой и федеральный бюджеты? При таком подходе получается, что получение дотаций из краевого бюджета, участие муниципалитетов в краевых программах, решение острых социальных вопросов на территориях целиком и полностью оказывается в руках «Белого дома», который распределяет дотации между городами и районами. Где, судя по всему, богатых не любят.При этом со всех сторон раздаются заявления о том, что Владивосток и дальше должен развиваться так же стремительно, как и в период подготовки к саммиту АТЭС. Но о каком развитии может идти речь, если денег не хватает даже на исполнение муниципальных полномочий? Кроме того, не стоит забывать и о том, что во Владивостоке живет и трудится много людей из края, которые тоже пользуются инфраструктурой города. Главам депрессивных территорий куда проще заявить о том, что города живут слишком богато, чем создавать новые рабочие места в своем районе или бороться с «серыми» налоговыми схемами. Хотя многие районы ежегодно получают от края денег больше, чем зарабатывают сами, но об экономических успехах на этих территориях что-то не слышно. Так стоит ли и дальше жить по принципу «отнять и поделить», поддерживая неэффективный районный менеджмент денежными дотациями за счет крупных городов?
Автор: Артём СТРОГИН