Я бы в школу не пошел – пусть меня не учат...
В нежелании ребенка получать знания зачастую виноваты сами родители
Дети не хотят учиться – с этой неприятной новостью ежегодно сталкиваются родители не только учеников среднего и старшего звеньев (потеря интереса к учебе объяснима и ожидаема – гормоны в этом возрасте зачастую побеждают разум). Не хотят учиться первоклассники, которые в силу своего возраста просто по своей природе должны быть любопытными и любознательными.Эволюция лени– Я всегда была ленивая, – вспоминает Ирина, мама второклассника Дениса. – Мой отец мне так и говорил: «Лень вперед тебя родилась». А когда услышала фразу «лень – двигатель прогресса», вовсе сделала ее своим девизом. Но я твердо знала: до прихода родителей с работы мне точно нужно сделать уроки. Во всяком случае, письменные задания. Сыну же нужно раз пятнадцать повторить: «Садись за уроки», но пока не заорешь, он даже не почешется…Дети нынче какие-то незаинтересованные, что ли. Перед написанием материала мы с психологом Татьяной Кацурой провели блиц-опрос среди взрослых – пятидесяти– и тридцатилетних.Те, кто постарше, вспоминают и школьные годы, и процесс учебы с нежностью: в школу они ходили с радостью, ждали начала нового учебного года с нетерпением, кто-то и вовсе от волнения и ожидания ночами не спал. Когда спрашивали об отношении к учебе их детей, энтузиазма в голосе было уже меньше. Это, кстати, подтвердили и сами тридцатилетние. Одна из молодых дам, которая всего в этой жизни добилась сама – ее мама рано умерла, отец тут же женился и забыл о дочери, – предположила:– Родители сами виноваты, они абсолютно все делают за своих детей: вот тебе рубашечка выглаженная, вот супчик разогретый. Таким образом приучают ребенка жить на всем готовом.– И это одна из основных причин отсутствия у детей стремления познавать новое, – считает Татьяна Кацура. – Что дети слышат с младенчества? Не беги – упадешь, не беги – разольешь. Родители часто ограничивают их в действиях, в стремлении быть самостоятельными. То, что ему по силам, то, что он может делать, он должен делать сам. И не запугивайте: «Ой, упадешь!» или «Будь осторожен – мир такой опасный!». Ребенок не должен бояться нового.Дети хотят учиться изначально – они по природе своей любознательны. Постигать новое для них естественный процесс. Родители перехватывают инициативу у ребенка и начинают бежать впереди паровоза: ты уроки сделал? давай я проверю, давай я покажу как…Мы, когда растим горох, поливаем и удобряем его, но за вершки вверх не тянем, чтобы быстрее рос. А вот детей тянем, предъявляя требования, к которым они еще не готовы. Ведь сейчас многие дети по-настоящему учатся уже лет с 4-5 и к школе уже успели испытать всю тяжесть науки.И потом, что греха таить, родители хотят, чтобы их ребенок учился, больше, чем этого хочет сам ребенок. Мама с первого класса приучает чадо к тому, что она может позвонить и узнать задание, если он забыл записать. Вот он и не записывает: а зачем энергию зря тратить? С другой стороны, зачем напрягаться, время тратить на домашнее задание? Когда родители придут с работы, сядем и вместе быстро сделаем.– Нужно детям возвращать самостоятельность. Осторожно, постепенно, начиная с того, что пусть сам звонит и узнает домашнее задание. Наконец ему это надоест, и он начнет записывать его на уроке, – считает Татьяна Николаевна. – Это необходимо хотя бы потому, что в противном случае родителям придется опекать свое дитя до старости.Да здравствует ошибка!Другая причина нежелания учиться – чувство страха. Боязнь школы, боязнь ошибиться, боязнь получить плохую отметку. Дети запуганы школой еще в детсадовском возрасте, замотаны подготовкой к учебе.– Не пугайте малыша школой, – предупреждает Татьяна Николаевна. – Неправильно учить ребенка до школы, но коли все учат, не подставляйте его низкой подготовкой – дайте ему ту же стартовую площадку. Только учите правильно, желательно консультируясь с психологом, чтобы у малыша не развился страх перед учебой.Неправильное отношение мы прививаем детям и к ошибкам. Считаем, что ошибаться плохо. Напрасно. Мы на ошибках должны учиться. Если вы не ошибаетесь пятьдесят раз в день, то вы стояли на месте и ничего не делали! Ошибаться можно и нужно, плохо делать одни и те же ошибки, наступать на одни и те же грабли. Разрешите себе и ребенку ошибаться и научите его правильно анализировать свои ошибки, видеть их в своей работе. Программа сильная, дети слабыеВпрочем, хватит во всем винить родителей. Усложняется школьная программа, и не все дети ее усваивают. Да и дети рождаются не такие крепкие, как их родители, и тем более бабушки-дедушки. Не надо сбрасывать со счетов и специфику жизни в городе, особенно в нашем.Аня, когда дочка пошла в первый класс, наняла няню, живущую рядом со школой, – в обязанности той входило забирать девочку, гулять с ней, кормить ее и заниматься. Пробки в ту зиму были неимоверные, и на дорогу от работы до няни уходило по три-четыре часа (пешком по гололеду столько же). В общем, с ребенком она попадала домой в девять-десять часов. Ужинали, садились за уроки уже в то время, когда нужно было ложиться спать, до двенадцати занимались. А полседьмого вставать, чтобы к восьми успеть в школу! Конечно, ребенок уставал, часто болел, много пропускал. Учеба стала ему в тягость.Поэтому, чтобы не случалось подобных вещей, учителя в преддверии первого класса предупреждают родителей, что отныне их жизнь нужно планировать учитывая школьную жизнь. Иногда стоит прислушиваться к этим предостережениям.Огромное количество внешних раздражителей: телеканалы, практически круглосуточно транслирующие мультики, Интернет, компьютерные игры, PSP, сотовые телефоны – все это забирает детское внимание. Не было у родителей нынешних школяров, а тем более у их бабушек и дедушек столько соблазнов! Конечно, учителям тяжело, да даже подчас невозможно тягаться с таким сонмом развлечений.Что делать? Тут вариантов мало – ставить пароли, отключать кабельное. Да, доставим неудобство, в том числе и себе, но делать нечего – в борьбе за знания чем-то придется пожертвовать.Ищите смыслНу и, наконец, последняя (но не по значению!) в этом списке причина – отсутствие смысла в учебе. Родители и учителя уверены: в школу надо ходить, чтобы получать знания. Но совершенно не задумываются сами и не могут объяснить ребенку, что с этими знаниями можно сделать, для чего они нужны. Причем нужны не вообще, а именно этому, конкретному ребенку определенного возраста. Ведь у каждого возраста свои задачи развития.Интерес к учебе возникает тогда, когда ребенок понимает, для чего лично ему нужны эти знания. Нужна мотивация. И не денежная: получил «пятерку» – получи полтинник. Более оправданная. Представьте, что в один прекрасный момент у вас не окажется того полтинника, или еще хуже: в более старшем возрасте чадо поймет, что для реализации его мечты полтинника катастрофически не хватает. И возникнет вполне закономерный вопрос: зачем напрягаться за такие копейки, на которые даже диск с новой стрелялкой или свежий «Космо» не купишь?! Привлекайте ребенка к решению бытовых хозяйственных вопросов. Например, помогите помочь расписать бюджет на ближайшие дни, ну хотя бы только питание… Учите применять полученные знания на практике.Проблема в том, что дети не видят прямой связи между удачной карьерой, жизненным и финансовым благополучием и хорошей учебой. Для них это все сказки взрослых, которые зачастую сами в это не верят. Дети чувствуют это очень остро. Нам хочется, чтобы ребенок был целеустремленным и сильным. А сами при этом часто выглядим изможденными и загнанными.Как заметил известный психолог Андрей Подольский: «Нужно помочь ребенку «посадить» знания на смыслы. И дать универсальные способы действия, с помощью которых можно работать с любым материалом. Ведь ребенок в школе начинает маяться от того, что вынужден делать что-то бессмысленное». Кстати, одна моя знакомая, чтобы привить ребенку тягу к знаниям, устроила экскурс по городским трущобам – демонстрировала бомжей. Метод оказался действенным – девочка испугалась страшной судьбы неуча и с энтузиазмом стала грызть гранит науки.
Автор:
Лика ТКАЧЕНКО