Металлическая лихорадка
Мягкотелость статей УК РФ способствует кражам на железной дороге
Без малого 130 лет назад рыболов-любитель Денис Григорьев решил открутить гайку для грузила, которая крепила рельсу к шпале. За этим преступным деянием его накрыл сторож. Влупили мужику срок по 1081-й статье тогдашнего Уложения о наказаниях за вред царскому железнодорожному хозяйству. Хотя сам злоумышленник так и не понял, за что его упекли на каторжные работы. Эту историю нам рассказал великий Антон Чехов. Много воды с той поры утекло, но дело Дениса Григорьева живет и процветает. Только современных злоумышленников гайки не интересуют.Их объекты внимания и весомее, и ценнее. Чаще всего они покушаются на чугунные тормозные колодки и на дроссельные перемычки. За тормозную колодку из чугуна в пункте приема металла дадут от 5 до 6 рублей за кг. Таких колодок в депо «Первая Речка» горы между путями. И никому до них нет дела. Сунул 14-килограммовую железку в сумку, вынес за проходную – и стал богаче на 70 или 80 рублей. Между тем кража тормозной колодки – это не обыкновенное хулиганство, а серьезное преступление, которое можно подвести под статью 215.2 УК РФ «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения». Здесь мера уголовной ответственности значительно жестче, чем по ст. 158 УК «Кража». На прошлой неделе на железнодорожной станции Шкотово был задержан 16-летний подросток, который выбрасывал слитки чугуна из вагона на насыпь. Когда несовершеннолетнего взяли с поличным, он успел сбросить 36 слитков. В линейном отделении транспортной полиции выяснилось, что малолетний преступник не в первый раз нарушает законодательство России на железной дороге. Шкотовский районный суд Приморского края уже выносил ему обвинительный приговор за аналогичное преступление – хищение противоугонов с железнодорожных путей. Как оказалось, урок не пошел несовершеннолетнему воришке впрок... Минувшей зимой недалеко от железнодорожной станции Угловая, это под Артемом, сотрудниками транспортной полиции был задержан гражданин 64 лет, без определенного места жительства. Он выкапывал кабель связи для сдачи в пункт приема металла. Свою причастность к «раскопкам» мужчина не отрицал. Нанесенный им ущерб – 3 тысячи 500 рублей. Согласно нашим мягкотелым законам эта сумма не тянет на тяжкое преступление, так как не превышает минимальный размер оплаты труда, то есть 4 тысячи 100 рублей. Тем не менее уголовное дело по данному факту будет заведено. Только за свою любовь к цветному металлу пенсионер отделается условным сроком. Между тем еще 10 лет назад железнодорожный варвар, пойманный с поличным на месте преступления, согласно действующему в те годы УК РФ получил бы до трех лет отдыха от сбора металлолома плюс регулярное питание в общественной столовой общего режима. И хотя номер статьи по краже в Уголовном кодексе сегодня тот же, но она стала гуманнее. Что развязывает руки последователям чеховского злоумышленника, прекрасно разбирающимся в юриспруденции. Как рассказал «В» начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте майор полиции Дмитрий Михалев, набеги «металлистов» на железную дорогу будут продолжаться до тех пор, пока не ликвидируют незаконные пункты приема металла. На территории, подведомственной Владивостокской транспортной полиции, их несколько десятков. И все работают без лицензии. Их хозяева в основном граждане Дагестана, а приемщики – приезжие из Узбекистана, проживающие в Приморье без регистрации. Но это уже проблема миграционных служб… В Приморском крае несколько лет назад был принят закон, запрещающий работу несанкционированных пунктов приема металла. При краевой администрации была сформирована межведомственная комиссия по упорядочению деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов. Еще полтора года назад члены этой комиссии время от времени проводили совместные рейды с сотрудниками полиции, представителями предприятий железной дороги, связи и энергетиками (именно эти промышленные структуры более всего страдают от «металлической лихорадки») по пунктам приема черных и цветных металлов. Но ныне активность проверяющих близка к нулю. В свое время в борьбе со скупщиками цветного металла очень помогло постановление правительства РФ, запрещающее вывоз металлолома за границу из портов Приморского края. Металл разрешили вывозить только с Камчатки. Тогда закрылись практически все пункты приема металла в Приморье, количество хищений на железной дороге снизилось до ноля: сбыта не было. Со временем все вернулось на круги своя. И, как сказал бы в данном случае Владимир Путин, оценивая эффективность борьбы с металлистами, «мало посадок». Чтобы другим неповадно было.
Автор: Сергей КОЖИН