Мэр Москвы позавидовал Русскому
На саммите АТЭС выбирали параметры идеального города
Некоторое время назад наука предрекла замедление развития мегаполисов – аналитики решили, что современные коммуникации позволят, не выходя из дома, работать, учиться, посещать, зайдя во Всемирную паутину, концертные залы, театры и музеи. Однако реальность говорит об обратном – сегодня более половины населения планеты с полным правом называют себя «городскими». Особенно этот тренд характерен для АзиатскоТихоокеанского региона, где города активно перерастают в статус «мега». Укрупнение населенных пунктов влечет повышение нагрузки на всю городскую инфраструктуру, финансы, социальный сервис. Не говоря уже об ухудшении экологии – недаром само слово «урбанизация» вызывает у многих ассоциации с загазованностью воздуха, автомобильными пробками, бетонными прямоугольниками высоток и чахлым растеньицем, пытающимся пробиться сквозь асфальтобетонное покрытие дворов многоэтажек. И уже некомфортно жить в таком городе¬монстре, но и в деревню невозможно вернуться – нет привычного сервиса и огромных возможностей современного мегаполиса.Реально ли совместить на одной территории прелести сельской жизни и комфорт и возможности городской? Над созданием проекта идеального города для проживания людей бьются градоначальники и ученые, чиновники, экономисты, экологи и социологи. Обсуждали эти проблемы и на прошедшем во Владивостоке саммите АТЭС.В дискуссии «Адаптация городов к потребностям бизнеса, людей и планеты» приняли участие специалисты мирового уровня – министр регионального развития России Олег Говорун, мэр Москвы Сергей Собянин и главный министр администрации Гонконга Лян Чжэньин. Модератором заседания стал исполнительный директор центра развития «умных городов» «Эрнст энд Янг» Билл Хатчисон.Гонконг уповает на метро, парки и «осьминога»Господин Лян Чжэньин сразу отметил, что властям Гонконга пришлось столкнуться с проблемой резкого корпоративного роста. Видимо, город стал своего рода бизнес¬инкубатором, там за 20 лет количество средних и малых компаний увеличилось с 7 тысяч до миллиона. И таким образом, на семерых «прописанных» в Гонконге приходится одна фирма. – Мы определили для себя три главных направления, способных сделать наш город комфортным для проживания, а не только для ведения бизнеса, – делится опытом господин Лян Чжэньин. – Ставку сделали на социальную ответственность компаний, озеленение улиц и транспортную доступность. В Гонконге главный транспорт – метро, его ветками соединены материковая и островные части мегаполиса. Этим видом транспорта ежедневно совершается 11 млн перевозок. Причем маршрутные схемы удобно состыковываются с различными видами городского общественного транспорта. Это позволяет свести к минимуму пользование личным автомобилем и тем самым избегать многочасовых заторов на улицах огромного города. Кстати, к 2015 году власти планируют территории, разделенные водной стихией, связать дополнительными железнодорожными магистралями.Кроме того, Гонконг похвастал своей продуманной системой оплаты поездок на городском транспорте. С помощью единой пластиковой карты можно расплатиться в любом виде транспорта, который оборудован специальными приспособлениями. Почемуто гонконгцы их называют «осьминогами». На сегодня выпущено 23 млн пластиковых карт на 7 млн населения и многочисленных гостей, посещающих Гонконг с туристическими и деловыми целями. С их помощью совершается порядка 4 млрд операций ежегодно. В планах администрации – расширить возможности проекта: «городским пластиком» вскоре можно будет рассчитаться в ресторанах и кафе быстрого питания,за услуги парковки и т. д. Главный министр поделился и «секретом привлекательности Гонконга» – именно так назвал господин Лян Чжэньин программу озеленения города. – Мы посадили 20 млн деревьев за 20 лет, и сейчас 90 процентов населения живет на расстоянии трех километров от парка или сквера, – сказал господин Лян Чжэньин.Социальные условия жителей Гонконга также не оставлены без внимания властей. Например, там озаботились тем, чтобы у населения было достаточно время для отдыха. Россиян не удивишь пятидневной рабочей неделей, а вот в Гонконге власти считают своим достижением то, что сотрудники госсектора трудятся пять дней в неделю, и перейти на этот формат городские чиновники призывают руководителей и владельцев коммерческих предприятий. Горожан зовут управлять Москвой Мэр Москвы Сергей Собянин, прежде чем рассказать о своем опыте обустройства городов, вспомнил, как несколько лет назад впервые попал на остров Русский. – Я посетил Владивосток пять лет назад – как член комиссии по выбору места проведения саммита, – рассказал Сергей Собянин. – Нам показали на Русском место под кампус. Там были лишь бурьян да пара бараков. То, что я сегодня увидел, потрясло меня – практически за три года выстроен новый удобный микрорайон. Это блестящий пример того, как город может адаптироваться к реалиям современности, к возросшим требованиям и нуждам населения.Одной из проблем больших городов Собянин считает медленную реорганизацию старых промышленных заброшенных территорий и отстранение жителей от управления.– Важно развивать общественный транспорт, поскольку город не может вместить растущий поток личного, важно обустраивать скверы и парки – за последние два года мы в Москве разбили около 50 парковых зон, надо развивать деловые центры, но все же главное, на мой взгляд, вовлечь население в управление мегаполисом, – сказал Собянин. – Реализовать такую возможность в городе, где проживает 12 млн людей, трудно. Но Интернет нам в помощь. Несложно открывать городской портал, посредством которого идут обмен мнениями, взаимодействие с населением. Для меня это самый важный проект.Квартир побольше, подешевле да получшеОлег Говорун сказал, что в правительстве придают большое значение вовлечению граждан в процесс решения городских проблем – градостроительных, разных социальных проектов. – В ближайшее время будет увеличено финансирование местных бюджетов именно для таких целей, – заметил Олег Говорун. Он также рассказал, что основной задачей региональной политики является закрепление людей на территориях. И здесь есть положительный опыт – на некоторых территориях местные власти смогли приостановить отток жителей, например во Владивостоке.Ну а, со своей стороны, правительство намерено внести свою лепту в улучшение качества жизни – этот показатель в приоритете у государства. В этом деле Минрегион делает ставку на доступность жилья.– Дефицит жилья сегодня, по нашим данным, составляет порядка 300 млн кв. м, – сказал глава ведомства. – И эту ситуация мы намерены менять в первую очередь – будем мотивировать инвестиции в строительство жилых домов улучшенного формата. Нами принята соответствующая программа с объемом финансирования 2 трлн рублей для строительства комфортного жилья.Эксперты говорили еще и о том, как совместить историю и растущие потребности большого города. Во Владивостоке эта проблема стоит очень остро – новострой не всегда удачно вписывается в сложившийся исторический облик приморской столицы. В Москве же ситуация накалена до предела, и порой столкновение интересов выливается в массовые протестные акции. В последние годы в столице сносилось 100¬200 построек ежегодно. Сегодня «зачистку» проводят более взвешенно: приостановлено строительство объектов общей площадью примерно 10 млн кв. м.– Мы пошли на то, что отказали инвесторам в реализации проектов общей стоимостью около 50 млн долларов, – заметил Собянин. – Но эксперты в их оценке были однозначны: новые объекты будут уродовать старые кварталы.Пополнять бюджет такой ценой мы не можем себе позволить. Если мы говорим о необходимости беречь и хранить культуру, то должны подкреплять разговоры делами. И приоритет истинных ценностей должен быть всегда. Господин Лян Чжэньин заметил, что в Гонконге нет зданий старше ста лет. Но и там тратятся большие суммы для сохранения исторических объектов, памятных мест. Но в Гонконге соблюдается такой принцип: наследие не для того, чтобы на него только смотреть, надо делать его более функциональным: например, использовать старинное здание как музей или ресторан. Идем куда надо Осенью 2010 года во Владивостоке прошел саммит городов АзиатскоТихоокеанского региона.В приморской столице встретились мэры крупнейших городов региона и обсудили главную тему – устойчивое развитие городов АТР. По итогам саммита глава Владивостока Игорь Пушкарев заявил, что в современных условиях именно города являются главными генераторами экономического роста.– Все более важной задачей развития городов становится обеспечение качества жизни, безопасности и комфортности городской среды, – отметил еще два года назад Игорь Пушкарев. – Мы совместно шаг за шагом движемся в этом направлении, учитывая опыт и достижения коллег. Владивостокские журналисты, присутствовавшие на дискуссии в рамках АТЭС¬2012, по ее завершении принялись подсчитывать, сколько параметров из доктрины идеального города реализуется в приморской столице. Получилось, что из перечисленного экспертами в той или иной мере реализуется практически все. Ну а на социальные завоевания трудящихся – пятидневную рабочую неделю, кроме успешного олигарха и неудавшегося политика Михаила Прохорова, никто не покушается. Так что получается, что в деле создания дружественной для человека среды обитания во Владивостоке «верной дорогой идем».
Автор:
Александр КАРАСЕВ