Женский взгляд на Андрея Кончаловского

О юбиляре накануне его 75-летия рассказывает его любимая женщина

22 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3190 от 22 авг. 2012

ЕГО отец – знаменитый детский поэт «дядя Степа» Сергей Михалков, его дед и прадед – художники Петр Кончаловский и Василий Суриков, родной брат – режиссер Никита Михалков. Представитель этого знаменитого рода с глубокими дворянскими корнями – Андрей Кончаловский – и сам стал культовым человеком в своей профессии, в мировую копилку киношедевров вошли его картины «Первый учитель», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Курочка Ряба»,а также фильмы, снятые имв Голливуде, – «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Гомери Эдди», «Танго и Кэш», «Щелкунчик и Крысиный король»… Всего Кончаловский снял 25 фильмов, написал 33 сценария. А еще на его счету девять громких театральных постановок, в том числе пять опер. Он уже при жизни стал классиком. И о нем можно прочесть в многочисленных энциклопедических справочниках. Но есть вещи, о которых в энциклопедиях писать не принято. О них нам рассказал человек, который знает Андрея Кончаловского лучше всех: его любимая женщина – актриса кино и театра, писательница, ведущая собственной кулинарной программы «Едим дома» и ресторатор Юлия Высоцкая.ВстречаИ Андрей Сергеевич, и его супруга Юлия Высоцкая уже много раз рассказывали о своей первой встрече, которая бесповоротно связала их судьбы. Начинающей актрисе было 25, а прославленному режиссеру – 61, когда они оказались в одном лифте в гостинице на берегу моря. Красивая и остроумная девушка так взволновала сердце опытного сердцееда, что он без раздумий принял решение сделать ей предложение руки и сердца. – В тот период жизни я буквально жила на чемодане! – рассказывает Юлия. – И вдруг этот самый чемодан пропал… Я летела – с Мальты в Лондон, и моя огромная страшная сумка, доверху набитая одеждой и книгами, бесследно исчезла! И именно в это время моя жизнь началась заново… Причем буквально…Юля купила новую одежду – и отправилась на российский кинофестиваль на берегу Черного моря. И там сама судьба столкнула ее с Андреем Кончаловским – человеком, который изменил ее жизнь и мировоззрение. Кончаловский и Высоцкая вместе уже 16 лет. Друзья семьи говорят, что за это время супруги даже внешне стали похожи. А главное, что у них общее представление о ценностях, в которых семья – на первом месте. Они не только сохранили внезапно вспыхнувшее чувство, но стали друзьями и соратниками. При этом в отношениях есть место доброй шутке и даже детскому озорству.– Я иногда наряжаюсь перед мужем и спрашиваю: мне в этом пойти или вот в этом? – рассказывает Юлия. – Я обожаю, когда он ходит со мной по магазинам, у него глаз – ватерпас! И муж любит, когда я помогаю ему выбирать одежду и даже заставляю купить ту или иную вещь. Потом он может сказать: «Какой у меня хороший пиджачок!» А я смеюсь: «Но ты же не хотел его покупать!» А он говорит: « Вот для этого ты со мной и ходишь, чтобы я все­таки купил!» Тосканский замокСемья Кончаловских обитает в настоящей дворянской усадьбе на Николиной Горе. В той самой, где будущий режиссер провел свое детство с родителями и братом Никитой. И именно здесь он поселился с молодой женой Юлией, когда вернулся Москву из Голливуда. А несколько лет назад Андрей Сергеевич и Юлия приобрели родовое имение итальянских аристократов в Тоскане. – Мы купили настоящие развалины, – рассказывает жена режиссера. – И должны были не просто реставрировать их, а привести в тот вид, в котором они были много столетий назад. Для этого привлекли не просто архитекторов, а историков, которые смогли найти старые картинки этого дома и подобрать необходимые материалы для здания XVIII века. Там даже штукатурка имеет точно тот же состав, какой использовался в те стародавние времена. Реставрация – это безумно интересный процесс, но очень долгий: три года уже строим, но еще не закончили. Сейчас занимаемся внутренним обустройством. Андрей Сергеевич считает, что дом живет до тех пор, пока он находится в процессе обживания, вещами он должен обрастать потихонечку. Он говорит, что хуже нет, когда ты приехал в новый дом, а для тебя там уже тапочки поставили: это уже не твой дом, если кто­то за тебя все сделал – с таким же успехом тогда можно жить и в отеле... Петр и МарияУ Андрея Кончаловского семеро детей: Егор, Александра, Дарья, Наталья, Елена, Мария и Петр. Старший – кинорежиссер Егор Кончаловский. Самые младшие – 12¬летняя Маша и 8¬летний Петя – дети Юлии и Андрея Сергеевича. – Сейчас они учатся в Лондоне, во Французском лицее, – рассказывает супруга юбиляра. – Конечно, материнский эгоизм присутствует, но я пытаюсь быть разумной, потому что нам с Андреем Сергеевичем хочется максимально вооружить детей на жизнь… Лондон в нашей жизни появился спонтанно: Кончаловский заканчивал съемки фильма «Щелкунчик», и мы прожили там полтора года. Школа, в которую ходили наши дети, произвела тогда на нас очень сильное впечатление. Вернувшись в Москву, мы попытались поискать похожее заведение, не нашли – и оставили детей на домашнем обучении. Но в итоге вернулись в лондонскую школу… Мы поняли, что это – лучшее из того, что мы встретили... Конечно, это ненормальная ситуация, не видеть своих детей каждый день – это мучительно тяжело… Они приезжают в Москву на выходные, мы с Андреем Сергеевичем мчимся к ним, как только появляется в рабочем графике свободная дырочка. Я надеюсь, что все закончится, когда мы выпустим спектакль «Три сестры», которому сейчас отдаем все силы. Успокаивает то, что детям там хорошо. Они страдают меньше, чем мы, потому что у них есть помощники, друзья, а еще – футбол, скейтбординг. И потом в Лондоне совсем другая жизнь в отличие от московской. Маруся там сама ездит в школу: садится в поезд, доезжает до нужной станции, пересаживается на метро… 35 минут дочь добирается до школы – точно так же, как я когда­то. А когда дети в Москве – я не могу представить, что их можно одних отпустить в метро… КатарсисНакануне предстоящего юбилея мэтра на XX международном фестивале киноискусства Art Film Fest в Словакии показали фильмы Андрея Кончаловского «Дом дураков» и «Дядя Ваня», а их автору вручили главный приз за выдающийся вклад в киноискусство – «Золотую камеру». – А недавно, во время Каннского кинофестиваля, показывали фильм Кончаловского «Поезд¬беглец», – рассказывает Юля. – Я считаю, что это одна из лучших работ Андрея Сергеевича. Фильм шел вне конкурсной программы, но зал быт набит до отказа. Собралась очень интеллигентная публика, которой интересно настоящее кино. А выходили зрители со словами: «Совершенно современно: снято, как будто сегодня!» Это было лучшим комплиментом для мужа – ведь фильм снят давно... Но если посмотреть другие его картины – он все их так снимает, поэтому они всегда современны и актуальны. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» – это предтеча всей его творческой догмы, ведь уже тогда, в 60¬е годы, он снимал новаторски – с живым звуком, с гуляющей камерой... Хотя как режиссера его больше всего интересует человеческая сущность. И, возвращаясь к «Поезду­беглецу», я вдруг поняла для себя, что Кончаловский – гений кульминации! Есть режиссеры, которые хорошо рассказывают истории, есть те, которые замечательно снимают экшн, есть те, которые красиво показывают любовь… А у Андрея Сергеевича обязательно в каждом произведении есть фантастическая кульминация, настоящий катарсис! И в «Поезде­беглеце» это получилось очень мощно и красиво! Да и вообще, во всех его работах – даже в оперных постановках...«Три сестры»Кинорежиссер Андрей Кончаловский в середине 80¬х сделал несколько громких театральных постановок, в том числе в Париже и Милане. В 2009 году в честь 150¬летия со дня рождения Чехова Кончаловский поставил спектакль «Дядя Ваня», в котором главную женскую роль сыграла его жена – Юлия Высоцкая. А сейчас мэтр работает над спектаклем «Три сестры», в котором Юлия играет роль Маши. – Идут репетиции, у нас такой состав интересный – задействованы почти все артисты, что были в «Дяде Ване», – рассказывает Высоцкая. – Я люблю классику, она бездонна! Вот и в Чехове каждый находит что­то свое… Очень важно, что в классических пьесах всегда очень живые чувства, не театральные, а настоящие. Это удивительно! В чем будет особенность прочтения «Трех сестер» Кончаловским, пока держится в секрете. – Но драных джинсов в спектакле точно не будет! – сообщает Юлия. – Художник Рустам Хамдамов сделал фантастические костюмы. Скорее всего, премьера спектакля будет осенью – есть определенные сложности в его подготовке, ведь летом артисты много снимаются. И в этом смысле я удивляюсь терпению режиссера Кончаловского: он понимает, что каждому нужно строить карьеру – отпускает и ждет, когда человек вернется со съемок. Артистам нужно зарабатывать, а театр – это не средство для заработка… Юбилей– Юля, вы как­то по¬особому готовились к юбилею Андрея Сергеевича?– Я люблю дни рождения, но теперь стала относиться к ним не так трепетно, как, скажем, лет десять назад, а как­то спокойней... А Андрей Сергеевич – еще более спокойно. Он даже говорит, что у него день рождения – каждый день. Поэтому и в юбилей все будет как обычно, по¬домашнему. Сама готовить не буду, потому что хочу собрать много­много любимых и родных людей, всю нашу семью. А если буду стоять у плиты – никого не увижу… У нас уже были такие эксперименты, когда люди видят тарелки, но совершенно не видят меня. Это несправедливо ни по отношению ко мне, ни по отношению к имениннику.