Уловы растут, а рыбы все меньше

Рыбаки подозревают крупных железнодорожных перевозчиков в ценовом сговоре и предрекают дефицит лосося

14 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3185 от 14 авг. 2012
ead0c9af280117132478ebda23e625e8.jpg

Транспортники не считают предосудительным зарабатывать на высоком спросе и кивают на перепродавцов рыбы, спекулирующих на стратегических для страны биоресурсах. Эксперты уверены: всех помирит резкое увеличение объемов береговой рыбопереработки. С начала красной путины стоимость перевозки рыбы по железной дороге возросла почти в два раза. Еще полтора месяца назад за доставку килограмма груза из Владивостока в Москву по чугунке просили 5,3 рубля, а с 1 августа тариф возрос в среднем до 9,7 рубля. Добытчики из основных районов промысла лососевых – Камчатки и Сахалина – считают, что при таких аппетитах перевозчиков невыгодно отправлять биоресурсы в центр страны. Россиянам станут не по карману тихоокеанские лососи, выросшие в естественных условиях и потому напичканные полезнейшими для человека жирами, витаминами и микроэлементами. В меню жителей центральных регионов останутся относительно дешевая европейская форель и семга, по большей части вскормленная в искусственных заводях, за что прозвана рыбаками «пластмассовой». Забудьте про лососей. Тихоокеанских Как заметил на недавнем селекторном совещании по организации и проведению лососевой путины заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, при оптовой цене за горбушу в центральных регионах России в 80-85 рублей транспортная составляющая в себестоимости на сегодня превышает 10 процентов. Василий Соколов оценил данную ситуацию как удручающую.В размещенном на официальном сайте ведомства комментарии Василий Соколов отмечает, что уже не первый год крупные железнодорожные перевозчики слаженно задирают ценники на свои услуги в самый разгар лососевой путины. Это приводит к тому, что уловы на местах за бесценок скупают коммерсанты из сопредельных территорий. – Такие действия противоречат заявлениям руководства страны, что отечественный берег является приоритетом для выловленной в российских водах рыбы, – подчеркивает Василий Соколов. – Возросшая стоимость услуг перевозчиков делает невыгодным отправку рыбы в центральные регионы. Этим пользуются переработчики Поднебесной, которые с большой охотой принимают ключевой биоресурс страны – лососей. В Росрыболовстве считают, что подорожание услуг в пик сезона во многом складывается из-за недопущения крупными операторами подвижного состава небольших фирм на данный рынок. А отсутствие конкуренции среди железнодорожных перевозчиков выливается в ценовой беспредел. О том, что транспортники резко и дружно переписали прайсы в сторону повышения стоимости перевозки дальневосточной рыбы «по шпалам», Росрыболовство проинформировало Минсельхоз, структурой которого рыбацкое ведомство стало с недавнего времени, а также направило соответствующий запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в законности действий сервисных компаний. Кто заработал на путине, а кто на рельсах Сегодня действительно лососевого ажиотажа в рыбном порту Владивостока не наблюдается, как в прошлые годы. Хотя, по оперативным данным, вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном бассейне достиг 244 тысяч тонн, что превышает объем промысла за соответствующий период 2010-го почти в два раза. Напомним: уловы красной рыбы принято сравнивать с четными (считаются нелососевыми) и нечетными (лососевые) годами. На начало второй декады августа на подходе в рыбный порт Владивостока находятся 10 судов с рыбой в количестве 6,6 тыс. тонн, в том числе лососевых – 3,9 тыс. тонн. При этом количество свободных емкостей в портовых холодильниках составляет около 12 тыс. тонн.Тем временем представители компаний, обслуживающих рыбаков, опровергают их пессимистические прогнозы насчет возможного дефицита тихоокеанских лососей из-за массовых продаж китайским потребителям. Представитель Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» заметил, что на сегодня нет проблем с обеспечением грузовладельцев подвижным составом. Неделю назад из Владивостока в центр страны был отправлен уже двенадцатый в этом году ускоренный поезд с рыбопродукцией.Так что не останутся россияне, проживающие далеко от районов промысла, без дальневосточной горбуши, кижуча, нерки и кеты. А в том, что в самый сезон растут тарифы на перевозки рыбы, он не увидел каких-либо нарушений законодательства. – Это рыночные отношения, и перевозчики реагируют на спрос: чем он выше, тем дороже продают свои услуги, – заметил сотрудник ведомства. При этом он подчеркнул, что ОАО «РЖД» не занимается перевозками, а лишь предоставляет инфраструктуру – вокзалы, посадочные платформы, рельсы и контактную сеть. За эксплуатацию этих объектов пользователи платят определенный тариф, который устанавливает не РЖД, а Федеральная служба по тарифам. На эту базовую величину структуры, специализирующиеся на перевозке грузов по железной дороге, накладывают свои издержки. Вот эта составляющая и наиболее «мобильна»: отражает реальные расходы и чутко реагирует на востребованность услуги. Так, в разгар сезона доставка груза в рефсекции из Владивостока в Москву обойдется примерно в 1,6 млн рублей, из которых 800 тыс. рублей – железнодорожный тариф. Зато в «затишье» грузовладельцу хватит 1,0 – 1,1 млн рублей, чтобы заплатить за доставку такой же партии и по тому же маршруту. Поставить на колеса. Модернизации – Транспортно-экспедиционные компании, предоставляющие подвижной состав под рыбопродукцию, на полную мощность работают только в сезон красной путины, – рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – С января по июнь загрузка рыбных причалов и рефрижераторных вагонов составляет 25-30 процентов. Естественно, что транспортники пользуются моментом, им же надо как-то выживать. При этом, по словам Георгия Мартынова, ситуация с морозильными секциями, в которых перевозят рыбопродукцию, грозит стать катастрофической. – Мы работаем с парком, который был создан еще в советское время, – заметил Георгий Мартынов, – за последние 15-20 лет я не припомню фактов постройки новых современных рефсекций. Если проблемы обновления устаревшего рыболовного флота обсуждаются и пытаются их решить, то вопросы дряхлеющего подвижного состава даже не поднимаются. А все идет к тому, что дешевле владельцам сдать вагоны на металлолом, чем содержать и эксплуатировать. Кстати, неравномерная загрузка подвижного парка стала причиной того, что на этом рынке так мало небольших компаний. Только крупные логистические структуры могут позволить себе простой части подвижного состава по полгода. Предприятиям, владеющим всего пять-семь рефсекциями, отсутствие заказов на такой период грозит разорением.Про трейдеров замолвите слово…По мнению Георгия Мартынова, стоимость дальневосточной рыбы, которая приводит в шок покупателей, далеко не во всем зависит от рыбаков и перевозчиков. Немалая доля в цифрах на ценниках – надбавки посредников. – Основную лепту в рост цен на рыбопродукцию вносят не промысловики и транспортники, а перекупщики, – заметил Георгий Мартынов. – Вот, например, камбала. Парную сегодня закупают у приморских причалов по 40-45 рублей, а на прилавках через дорогу лежит уже по 120 рублей. Это говорит о том, что проблема высоких цен заложена в самой системе организации торговли.Интересно, что все участники рыбного вопроса сходятся в одном мнении: увеличение объемов береговой рыбопереработки способно снять остроту поднимаемых сегодня проблем. Если будет спрос на рыбное сырье в Приморье, то и отправку на запад переработанного продукта можно организовать круглогодично. Таким образом, спрос на услуги перевозчиков будет стабильным и равномерным. И когда не будет нужды отправлять сырье в Поднебесную, китайский капитал придет сюда – коммерсанты будут вынуждены вкладываться в переработку на российском берегу.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»