Театр, который все ждут...

Новосибирский театр оперы и балета приехал во Владивосток после 22-летнего перерыва! Для этих, можно сказать, прорвавших блокаду гастролей театр выбрал несколько одноактных балетов и сцены из балетных постановок

1 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3178 от 1 авг. 2012

И хотя оркестр не приехал, выступление балетной труппы было выше всяких похвал. Зрители бисировали, восторгались и, вполне вероятно, думали о том, что в обозримом будущем мы сможем вот так же восторгаться собственной балетной и оперной труппой… Или не сможем? Об этом и зашел разговор с директором Новосибирского театра Борисом Мездричем. – Наш театр с уникальной историей, – говорит Борис Михайлович. – Первый спектакль – оперу «Иван Сусанин» – Новосибирский театр оперы и балета дал 12 мая 1945 года, через три дня после Победы. Здание театра начали строить в 1935 году, и это крупнейшее по объему театральное здание в Евразии. Еще шла война, в 1944 году правительство страны приняло решение о создании творческого коллектива и с фронта возвращали музыкантов, певцов… В первые свои гастроли театр отправился в 1951 году – и в том числе во Владивосток. Борис Михайлович Владивостоку человек не чужой. Много лет он работал здесь в тогдашнем ДВНЦ, потом переменил стезю и стал… директором театра имени Горького. В этой должности он трудился шесть лет, а затем уехал в Новосибирск. И нет ничего удивительного в том, что театральную судьбу Владивостока Борис Мездрич до сих пор принимает близко к сердцу. За короткое время пребывания в краевом центре он не только успел побывать на стройплощадке будущего театра оперы и балета, но и провести разговор с вице-губернатором Ириной Васильковой, курирующей вопросы культуры. Интересно еще и то, что некоторые виды работ для нашего будущего театра выполняют те же субподрядчики, что в 2004-2005 годах проводили реконструкцию Новосибирского театра. Мир тесен. – Должен сказать, – говорит Борис Мездрич, – что уже семь лет прошло, мы довольны качеством и работ, и оборудования, которое за это время прошло проверку ежедневной эксплуатацией. – Вы как специалист, как человек, знающий работу театра оперы и балета от и до, можете реально оценивать перспективы будущего нашего театра… – Думаю, что те, кто задумывал такую стройку в городе, изначально понимали, что театр не должен простаивать и не должен превращаться в гастрольную площадку для поп-звезд. Но скажу честно: чтобы это случилось, многие действия нужно было предпринимать не сегодня и даже не завтра, а вчера. Чтобы репертуарный театр – а насколько я понимаю, власти края именно таким его видят – заработал, он уже к открытию должен иметь свой оркестр, балетную и оперную труппы, готовые инженерию и художественно-постановочную часть. Причем руководитель театра, директор, руководители труппы должны вникать во все еще на уровне технического задания, следить за всеми тонкостями работ – ведь им потом работать в этом здании, им его эксплуатировать. И то, что никто из творческих людей, из тех, кто будет работать в театре, во время строительства ни к чему касательства не имел, потенциально очень опасно. Мы во время реконструкции во все детали вникали. Проектировщик ведь не знает, кто, к примеру, будет толкать тележку с костюмами, не знает, что костюмеры чаще всего женщины, и не самые молодые. И у нас, например, проектировщики маршрут тележки проложили так, что костюмеру на одном из поворотов надо было сделать четыре (!) движения тележкой… Конечно, мы заставили все изменить, ради этого даже часть стены пришлось снести. Уже сейчас следует вести поиски главного дирижера, художественных руководителей оперной и балетной трупп – и заниматься этим должен человек знающий, опытный, имеющий представление о том, какой театр он хочет создать. Словом, вся команда должна быть сформирована уже сегодня. То, что этого еще нет, меня смущает… Так что должно быть принято политическое решение, иначе у театра есть большой шанс превратиться в приемную площадку для российской попсы и артистов из АТР… Это здание должно служить форпостом русской классической культуры на Дальнем Востоке! Кроме того, пора думать о создании инфраструктуры вокруг театра: должно появиться хореографическое училище, причем самостоятельное, а не входящее в состав федерального вуза и не зависящее юридически и финансово от театра. Во всех городах, где есть театр оперы и балета, дело обстоит именно так. В Новосибирске хореографическое училище было создано в 1951 году, а еще через два года – консерватория. Такой музыкальный холдинг обязательно должен образовываться там, где есть театр оперы и балета. Во Владивостоке есть фрагменты, которые могут сложиться в удачную мозаику. Строится здание. Есть академия искусств, где уже сейчас необходимо делать перестановки с учетом возникновения театра: расширять инструментальное, вокальное отделения… Есть хореографическое училище, хотя, конечно, пока оно не соответствует… И это не его вина. У училища нет общежития, к примеру, то есть дети из других городов – талантливые, одаренные – посещать его не могут, ну и так далее. Вы сами знаете проблемы училища лучше меня. И конечно, и в академии, и в училище должны появиться новые педагоги, люди, имеющие опыт работы на оперных и балетных сценах театров… Есть симфонический оркестр, в котором тоже море проблем. На мой взгляд, сейчас лучше не распыляться и не пытаться создавать второй оркестр, лучше заняться приведением в порядок того, который есть. Сделать его качественным, классным, с талантливым дирижером. Именно в объединении всех фрагментов, в развитии училища и вуза и должна проявиться та самая политическая воля, о которой я говорил. – Как вы думаете, как скоро после открытия театра в нем начнутся аншлаги и начнутся ли? – Аншлаги… У нас в театре – и это общая тенденция – заполняемость зала на балете – 95 процентов, на опере – примерно 75. Сначала зритель пойдет в ваш театр из любопытства – взглянуть на здание. И здесь всему руководству очень важно не упустить момент, успеть сделать так, чтобы зритель возвращался уже потому, что его привлекает творческая часть. Нужно, чтобы главный дирижер, художественные руководители были интересны населению как публичные люди. Как, к примеру, наш главный дирижер Рубикис Айнарс. Мы его по всему миру искали! Проводили конкурс, множество кандидатов отвергли. Или Игорь Зеленский, худрук балетной труппы. Мировая звезда балета, и сегодня – премьер Мариинского театра. Игоря почти не знала российская публика, но профессионалы во всем мире высочайше его ценили. Уже во время работы в нашем театре он стал народным артистом России, получил «Золотую маску», вошел в совет по культуре и искусству при президенте. И наш театр от таких ведущих персон получает очень много! Люди приходят взглянуть, что они придумали, и возвращаются к нам опять уже под впечатлением от увиденного. Все эти соображения я высказал на встрече с вице-губернатором, который курирует культуру, Ириной Васильковой. И сказал, что при необходимости могу и консультировать... Я верю в светлое будущее театра оперы и балета во Владивостоке. Уверен, что со временем станет вопрос о строительстве театра оперы и балета в Хабаровске, в Южно-Сахалинске, это неизбежно. И никакие привязки типа «город-миллионник обязан» не имеют значения. Разве Новосибирск был в 1935 году миллионником? Нет. Но власть прекрасно осознавала важность культуры, тем более в отдаленных районах.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ