Ты, морячка, - не моряк
Всего 3 года понадобилось мудрецам из Государственного таможенного комитета, чтобы разобраться, кто же все-таки из “физических лиц, работающих на российских судах заграничного плавания”, имеет право на таможенную льготу. Благодаря их разъяснению стала наконец ясна разница между “моряком” и “морячкой”. Оказывается, дело даже и не в половых признаках - в этих вопросах таможня предусматривает полное равенство. Гораздо важнее: кто кого или что обслуживает. По логике таможенного комитета, моряки обслуживают судно, а “морячки” - моряков.
Всего 3 года понадобилось мудрецам из Государственного таможенного комитета, чтобы разобраться, кто же все-таки из “физических лиц, работающих на российских судах заграничного плавания”, имеет право на таможенную льготу. Благодаря их разъяснению стала наконец ясна разница между “моряком” и “морячкой”. Оказывается, дело даже и не в половых признаках - в этих вопросах таможня предусматривает полное равенство. Гораздо важнее: кто кого или что обслуживает. По логике таможенного комитета, моряки обслуживают судно, а “морячки” - моряков.
Во всяком случае именно на такой вывод наталкивает новый документ, разъясняющий некоторые тонкости действия “Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами”, утвержденных приказом ГТК РФ 15 августа 1994 года № 416. В конце января он поступил в Дальневосточное таможенное управление: “...таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2,6 “Общих правил”, могут быть предоставлены только работающим на российских судах заграничного плавания лицам, осуществляющим функции управления, жизнеобеспечения и обслуживания судна во время заграничного плавания. Таким образом, таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2,6 “Общих правил”, не могут быть предоставлены в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, осуществляющими функции обслуживания членов экипажа российского судна загранплавания...”
Формулировка, надо сказать, достаточно расплывчатая. Сразу и не поймешь, о ком, собственно, речь. В категорию “обслуги” попали повара, официанты, врачи и другой персонал.
Честно говоря, столь четкая граница, проведенная таможней между членами единого экипажа, по меньшей мере кажется странной, если не сказать больше.
...Елена Крячок ровно половину прошлого года провела в море. Можно было, конечно, дать себе передышку, но уж очень хотелось получить право на льготу и привезти иномарку. Наконец 3 февраля этого года судно “Сибирский 2718”, где Елена Николаевна работает поваром, доставило ее четырехколесную мечту к берегам родного Приморья. Приди судно на два дня раньше - все обошлось бы без проблем. Но по “закону подлости” именно в этот день таможенный пост, где оформлялась ее машина, начал руководствоваться упомянутым разъяснением.
У бедной женщины чуть не случился сердечный приступ, когда из уст сурового таможенyика она узнала, что права на льготу, в соответствии с решением московских бюрократов, у нее теперь нет. При этом ей пояснили, что чем быстрее она найдет деньги на выплату полной пошлины, тем меньше она заплатит за содержание автомобиля на таможенном складе. Представитель пресс-центра Дальневосточного управления в беседе с корреспондентом “В” пояснил, что данное решение ГТК принято на основании существующих правительственных решений и подлежит обязательному выполнению на местах.
Известно, что из в года в год суммы поступлений в российский бюджет, собираемые таможней, неуклонно растут. Соответственно, правительство увеличивает план сбора пошлин. Смогли собрать, к примеру, 60 триллионов, значит, соберете и 80. А с кого бы еще содрать очередные 15 процентов увеличения плана. Вот и приходится теперь разъяснять, “кто - человек, а кто - повар”.
Поэтому вряд ли стоит надеятся, что ГТК сам признает абсурдность такого деления на членов экипажей и обслуживающий персонал. Не исключено, конечно, что благодаря акциями моряков очередное непродуманное решение ГТК будет все же отменено и уже через некоторое время все встанет на свои места: поваров и официантов вновь признают членами экипажей и вернут им право на льготу. Только вот кто вернет деньги тем из них, кто, не дожидаясь очередных разъяснений, выложит суммы в несколько раз большие.
P. S. Руководство крупнейшей в стране судоходной компании АО “ДВМП” намерено опротестовать решение ГТК через Минтранс РФ и Союз российских судовладельцв.
Автор: Сергей Мельнишин, "Владивосток"