У трамвая большое будущее. Экзотическое

Расцвет владивостокского трамвая как общественного транспорта наблюдался двадцать лет назад, сегодня в городе – другие тренды

26 июнь 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3156 от 26 июнь 2012
b4c586225814513918bbacfbe65561db.jpg

Океанский проспект во Владивостоке освобождают от трамвайных рельсов. Делают это споро, профессионально, стараясь свести к минимуму связанные с этим транспортные неудобства. И мы воспринимаем это вполне обыденно, как закономерность развивающегося города, даже, кажется, не задумываясь, что из нашей жизни уходит частичка истории – трамвайные вагончики.Плохо это или хорошо, выигрывает Владивосток или теряет, будем ли мы сожалеть о том, что списали со счетов этот вид транспорта, или, может быть, надо было любой ценой сохранить его хотя бы как историческую ценность, решил выяснить «В», обратившись к истории, мнениям специалистов и опыту других городов.Под звон трамвая Во Владивостоке трамвай появился в 1912 году сразу после омнибуса (многоместного экипажа на конной тяге) и стал самым популярным видом общественного транспорта. Другой альтернативы-то не было. Масштабной реконструкции трамвайные пути в краевой столице дождались лишь в 1934 году, когда стали появляться новые маршруты. В 1991 году трамвайная система Владивостока достигла наибольшего развития за всю историю. Протяженность линий по оси улиц составила 18,4 километра. Трамвай здорово выручал горожан, так как ходил он по сравнению с автобусами гораздо чаще – если, конечно, не ломался. А подобные неприятности с ним случались регулярно. Правда, в то время, как мы развивали свой электрический транспорт, зарубежные государства от него усердно избавлялись. В 40-50-е годы XX века в ряде крупных городов мира трамвайные сети ликвидировали либо сокращали, как не отвечающие требованиям времени. Трамваи частично заменили на троллейбусы, но и этот вид транспорта не выдерживал конкуренции с автомобильным. В Париже последняя линия городского трамвая была закрыта в 1937 году, в Лондоне трамвай просуществовал до 1952 года. Однако в 90-е годы прошлого столетия о трамваях вспомнили: в напряженный ритм некоторых мегаполисов они вошли как туристический транспорт – для прогулок туристов, для неспешного отдыха в движении, если хотите, для экзотики. Правда, подобные маршруты по особо оживленным трассам не прокладывались: ну никак не вписываются рельсы в бешеный городской поток. Ну, это заграница. А как в наших городах? В Калининграде, как и Владивостоке, трамвай сохранился, пережив 90-е без потерь, до нулевых нового столетия. А потом его стали планомерно убирать с городских улиц. Такой же транспортный тренд в Уфе, Ярославле, Харькове. И цель, которую преследуют организаторы транспортного движения в этих городах, та же, что и во Владивостоке, – расширение проезжей части для других видов транспорта. Позитивный пример совместного существования города и трамвая на постсоветском пространстве мы нашли лишь во Львове (Украина). По данным на 2010 год, в городе действовало 10 маршрутов с суммарной длиной рельсов более 80 км. Но там нет пересечения трамвайных путей с автотрассами, а троллейбусные маршруты не дублируют трамвайные. К тому же 15 процентов полотна – это скоростной трамвай, отделенный от проезжей части. Колеи положены на бесшумную (!) основу. Понятно, что это довольно дорого. И редко какой муниципалитет с населением в полмиллиона может себе позволить «приподнять» трамвайные пути над проезжей частью.Проблемный наш трамвай Вернемся к нашим проблемам. Что сегодня представляет собой трамвайное сообщение во Владивостоке? Изношенность рельсового полотна 70 процентов, заявляют специалисты. Что касается состояния подвижного состава, то те, кто пользуется трамваем, видят, в каком состоянии находятся вагоны. Транспорт для малоимущих – так порой называют трамваи. Действительно, все пенсионеры пользуются этим видом общественного транспорта во Владивостоке бесплатно. Многие помнят, что с 1994 по 2002 год трамвай был бесплатным для всех категорий граждан. Понятно, что если жители не платят за проезд напрямую, все расходы ложатся исключительно на муниципалитет. А он оперирует средствами, которые собираются опять-таки с населения. Так что, как ни крути, в том или ином виде жителям все равно приходилось оплачивать услугу. Позднее, когда в 2002 году платный проезд пришлось вернуть, пассажиропоток существенно уменьшился. Стоимость проезда – единственный решающий фактор. На сегодняшний день во Владивостоке остались трамвайные маршруты только там, где его пути не пересекаются с дорожным полотном – Баляева – Луговая – Спортивная. Трамвайные пути от остановки «Школьная» до конечной остановки маршрута № 6 «Сахалинская» были демонтированы из-за прокладки на этом участке коллектора «Примводоканалом». Зачем убирают рельсы В администрации Владивостока говорят, что решение о ликвидации трамвайных рельсов на Океанском проспекте было вынужденным и принято после многочисленных обсуждений с экспертами. Наш город, держащий в стране первенство по количеству автомобилей на душу населения, задыхается от перегруженных дорог. А трамвайное движение на оживленных магистралях Владивостока стало значительным препятствием не только автомобильному движению, но и движению общественного автотранспорта. Так, по словам директора муниципального предприятия «ВПОПАТ-1» Артемия Кравцова, демонтаж позволит ощутимо ускорить движение общественного транспорта, что является принципиально важным для большинства горожан. «Отсутствие трамвайных путей создаст второй полноценный ряд в одну и другую сторону, – объясняет Кравцов. – Соответственно, первый правый ряд станет полноценным для движения общественного транспорта. Конечно же это ускорит движение по Первой Речке. Если говорить о нашем интервале движения, то процентов 5-7 от оборотного часа мы будем экономить. Например, на таких муниципальных маршрутах, как 98-д и 98-ц, которые идут через весь город, экономия времени может достигать 10 – 12 минут. Владивостоку недостает городского пространства, чтобы обособить трамвайное полотно от проезжей части. Для такого автомобилизированного населенного пункта, как наш, это единственный выход. Вспомним, что дороги закрытого города-порта не были рассчитаны на нынешнее количество транспорта. А трамвайные рельсы на проезжей части движение существенно затрудняют. Помимо непосредственно столкновений автомобилей с трамваем, которых раньше было множество, нередки случаи, когда трамвай просто сходит с рельсов, что создает громадные пробки, если происходит не на выделенной линии».Слово экспертам городской среды «В советские годы муссировалась идея эстакадно-туннельного возведения метрополитена, – рассказывает Андрей Шипилов, старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» ДВФУ. – Но подземка считается одним из самых дорогих видов транспорта по затратам на строительство. При этом существует масса более продвинутых систем, которые уже занимают срединную нишу между трамваем и метро. В профессиональной терминологии это называется системой группового транспорта. Мне посчастливилось ею воспользоваться, будучи в одной из командировок в Токио. По сути, это эстакада, в которой устроены железобетонные желоба, по которым скользит состав из пяти вагонов. Они чуть более компактные по размерам, чем трамвайный вагон, но выведены из улицы и приподняты. Самое примечательное, что эти вагоны полностью роботизированы, у них нет вагоновожатого. Еще один интересный механизм, который в нашем городе вполне мог бы быть, это внутригородская электричка. Франция, Париж в частности, давно развивается в этом направлении. Используются трамвайные вагоны, которые способны двигаться и по железнодорожной, и по трамвайной колее. В Париже есть масса железнодорожных заброшенных веток, которые раньше вели в промышленные зоны, где сейчас начата застройка. Наш город также имеет железнодорожные ветки, которые опутывают весь город. И можно совершенно спокойно, сев в районе железнодорожного вокзала, проехать вдоль бухты Золотой Рог вплоть до Улисса, если еще не все демонтировали. Также ветки ведут и в район Постышева, и даже, по-моему, в Снеговую Падь. Словом, перспективы подобного развития у города есть. Будущее у владивостокского трамвая есть, считают эксперты. Трамвай останется на обособленной территории (Баляева – Луговая – Сахалинская) как бюджетный вид общественного транспорта. Стоит подумать и о туристической нагрузке на трамвай. В Трамвайно-троллейбусном управлении есть позитивный опыт тематических маршрутов: экскурсии для школьников, был и свадебный трамвай. Этот вид общественного транспорта, который уже не в состоянии конкурировать с автотранспортом на центральных магистралях, еще послужит для развития туристической составляющей Владивостока. Давай, трамвай! Эксперты экспертами, а я решил все-таки обратиться к гласу народному. Молодежи, понятно, что есть трамваи, что их нет, – по барабану. Они его в центре города практически и не помнят. Потому зашел к соседке – пенсионерке Евгении Петровне, которая живет во Владивостоке большую часть из своих лет – 40 из 65. Когда-то приехала на берега Тихого океана со своим мужем-офицером, да так здесь и осталась. – Миша, какие трамваи, о чем ты, – удивилась пожилая дама. – Я их вспоминаю с дрожью. Зимой вечно холодные, летом – духота страшная, от колес жаром пышет, и всегда переполненные вагоны. А если какой-то состав сломается, то встанут все последующие. И идешь пешком домой или на работу, потому как автобусы тоже идут все битком набитые. Это кому-то с очень плохой памятью кажется, что раньше в советские времена с транспортом все было расчудесно. Дождь, метель, гололед – транспорт вставал намертво. И, честно говоря, мне безумно было жаль вагоновожатых. Это такая нервная по тем временам профессия была: народ набивается в вагон, двери не закрываются. Водитель, бедная, зная, что бесполезно, все же неоднократно просит выйти тех, кто не влазит в вагон. А люди не знают, когда следующий трамвай будет и попадут ли они в него. Это только на конечных остановках можно было спокойно сесть в вагон. Двери в итоге ломаются, и вагоновожатая всех высаживает, потому что не имеет права ехать дальше. И на остановке вновь толпа народа. Так зачем мне сегодня трамваи, когда прекрасно ходят автобусы? Поверь мне, Миша, того, как сейчас ходит транспорт, не было никогда. Я вот выхожу на остановку и знаю, что больше пяти минут стоять не буду. Не на одном, так на другом автобусе уеду. Хотя, ты знаешь, недавно проехала с Луговой на Баляева на «военном» трамвайчике, вернее «победном». И ощущение в нем какое-то праздничное, хоть 9 Мая уже прошло, и шел он быстро, потому что ни ему, ни он никому не мешал. Вот и пусть он там ездит.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН, «Владивосток»