Цветы жизни и их садовники. Заметки из прошлого
Традиционный День защиты детей порождает логичный вопрос:
от кого или от чего их надо защищать? На него каждый может ответить по-своему, но нет сомнений, что цивилизация увеличила количество детских опасностей. Помимо элементарной бедности или невозможности получить образование (все это есть на планете) появилось и нечто новое, от чего подрастающее поколение, безусловно, необходимо беречь. Это значительная часть Интернета, многие программы телевидения, некоторые фильмы и даже игры (каков парадокс, однако, беречь детей от игр!). Но сейчас мы обратимся к прошлому, поскольку нет ничего лучше, чем сравнение…
Традиционный День защиты детей порождает логичный вопрос: от кого или от чего их надо защищать? На него каждый может ответить по-своему, но нет сомнений, что цивилизация увеличила количество детских опасностей. Помимо элементарной бедности или невозможности получить образование (все это есть на планете) появилось и нечто новое, от чего подрастающее поколение, безусловно, необходимо беречь. Это значительная часть Интернета, многие программы телевидения, некоторые фильмы и даже игры (каков парадокс, однако, беречь детей от игр!). Но сейчас мы обратимся к прошлому, поскольку нет ничего лучше, чем сравнение…«Оружие пролетариата»: детский вариантРазумеется, в дореволюционные времена подразумевалось существование бедных и богатых детей. Естественно, что одни должны были получать какоето образование и становиться чиновниками, офицерами и юристами, а другим было самим фактом рождения уготовано оставаться малограмотными и трудиться на черных работах. Это удобное устройство общества практически никто не подвергал сомнению.Хотя, например, небольшая заметка из газеты «Владивосток», относящаяся к 1896 году, свидетельствует об обострении классовых отношений и среди подрастающего поколения: «На улицах около Тигровой батареи дети-гимназисты, вооружившись хотя детскими, но все же саблями с острыми лезвиями, встречая по вечерам детей другой партии, нападают на них, обнажая оружие, махают им над головой противников, грозя зарубить. А последние, не имея денег купить это оружие, убегая от них, хватают первый попавшийся камень и бросают в обидчиков».Местный «Вестник казачьих войск» в 1901 году критиковал некий циркуляр графа Делянова: «Были многочисленные случаи, когда на основании этого циркуляра гимназии отказывали в приеме потому, что проситель не держит прислуги, живет в маленькой квартире или получает маленькое жалованье. Увольняли за то, что ученик гнал по улице домой корову и чистил коровник. Этот удивительный циркуляр только наведет мальчика из бедной семьи на упреки своим родителям, поселит недовольство своим бытом, озлобление против неравенства имущественных положений».Поможем чем можемКонечно, и в дореволюционные времена заботились о неимущих, но это были попытки отдельных граждан и частных благотворительных фондов – государство обычно оставалось в стороне. Даже детские приюты создавались, как правило, на общественные деньги. Традиционно на Рождество Христово, Новый год и в некоторые другие праздники для «недостаточных», как тогда говорили, детишек устраивались различные увеселения с раздачей подарков. Призывали к этому и статьи – как эта из газеты «Владивосток» 1900 года.«Наступает праздник Рождества, тот праздник, который целый год с нетерпением ожидается юным поколением, пользующимся в большинстве случаев в это время всевозможными удовольствиями… Но есть много и таких детишек, которые могут только смотреть бесплатно на безжизненные елки, выставляемые в окнах наших магазинов. Таких детей, как нам хорошо известно, найдется здесь во Владивостоке очень много. Сделать и для них наступающий праздник праздником было бы более чем справедливо и гуманно. Мы уверены, что нашлись бы и инициаторы, и жертвователи среди нашего общества, всегда отзывчивого к таким целям».Надо заметить, что нынешнее благостное представление о жизни «при царе» не соответствует действительности. Вот сообщение из газеты «Далекая окраина» 1910 года: «Изза безработицы принужден отдать девочку около года в добрые хорошие руки». И заметка того же года: «Во Владивостоке стоят следующие цены на чернорабочие руки в день: русский старше 17 лет – от 1 руб. до 1 руб. 20 коп., подростки от 15 до 16 лет – от 65 до 80 коп., малолетки от 12 до 15 лет – от 50 до 70 коп.». Для сравнения: курица тогда стоила чуть больше рубля, мясо – 20¬35 копеек за фунт, картофель – 80 копеек за пуд, кочан капусты – до 20 копеек штука. Так что «чернорабочие малолетки» с трудом могли добыть себе пропитание…Детям – площадки и скверыВ 1909 году во Владивостоке было создано благотворительное «Общество содействия и устройства детских развлечений». Оно организовывало игры, экскурсии, концерты и лекции для детей разного возраста, а зимой – устройство бесплатного катка, курсов обучения пению, игре на балалайке, танцам и выразительному чтению. В июне 1911 года газета «Дальний Восток» напечатала такую заметку.«Председатель правления ова детских развлечений приносит благодарность лицам, способствовавшим успеху бесплатной детской прогулки на Русский остров 19 сего июня: командиру 36¬го ВосточноСибирского стрелкового полка и господам офицерам, давшим радушный прием и представившим оркестр военной музыки, походную кухню с массой кипятка, столы, скамейки и т. д. Дамам, принявшим на себя труд по организации чая и изготовлению бутербродов в жаркий день для такой массы экскурсантов; г. Рабиновичу, пожертвовавшему несколько ящиков кваса и других прохладительных напитков. Особенную благодарность выражаем представителю ТД «Кунст и Альберс» г. Корнельсону, всегда любезно идущему навстречу нуждам ова, а равно командиру парохода «Павел» г. Мелленбергу, благодаря любовному отношению которого к детям экскурсанты получают все, что только может предусмотреть заботливый и сердечный человек».В том же году появилась специальная детская площадка в сквере Завойко (ниже современного здания театра имени Горького). 16 апреля 1911 года газета «Дальний Восток» сообщала: «В воскресенье состоялось открытие детской площадки в саду у памятника Завойко. Пасмурная погода и небольшой дождь значительно помешали детскому веселью. Все же на площадке к половине второго собралось до 150 человек детей, которые играли и танцевали под надзором руководителей до 5 часов дня. С этого дня детская площадка будет открыта пока только по праздникам, чтобы не отвлекать учащуюся детвору в будни от занятий. С окончанием занятий в школах детская площадка будет открыта ежедневно».Год спустя та же газета так отзывалась об этой площадке: «Внимание заезжего наблюдателя невольно приковывает к себе красивый памятник адмиралу Завойко, сквер которого служит излюбленным местом прогулок и игр детворы. Правда, молодые посадки не дают еще надлежащей тени, под которой молодое поколение обывателей могло бы укрываться от солнечных лучей, но это не смущает молодежь, и она охотно наполняет сквер, видимо, гордясь, что находится под тенью великого адмирала». К слову, в сквере был сторож, который выдавал желающим игры и спортинвентарь, заодно присматривая за порядком.И все же…Общественность Владивостока вполне понимала нехватку мест отдыха для детей. Так, еще в апреле 1905 года газета «Дальний Восток» опубликовала статью под названием «Детский парк». Вот выдержки из нее.«Сезон облаков пыли, разносимой ветром по всем улицам Владивостока, вступает в свои права, а уйти от этого нездорового атрибута нашей жизни некуда: наши скверы не представляют тех необходимых удобств, чтобы наши дети могли резвиться свободно, не рискуя попасть в свидетели «жанрового флирта»… Для детей на лето придется разбивать новый сквер на горе, где имеется в виду поставить памятник Александру III. Хотя, строго говоря, этот возвышенный, с видом на оба залива пункт и так уже ждет и не дождется, когда коснется его лопата и заступ, чтобы разбить клумбы и газоны с цветами, кустами и деревьями. Сюда пыль не долетает, почему для детей эта горка являлась бы выдающимся сборным пунктом, где было бы приятно и детской груди, и детскому глазу. Думается, что за 1,5¬2 тысячи рублей легко можно бы сделать легкую оградку, расчистить площадку для детских игр и обсадить ее несколькими клумбами цветов. Для начала и этого довольно».Еще раз заметим, что в прежние времена забота о детях держалась на энтузиазме, причем охотно откликались на призыв помочь детям и весьма значительные особы. Как, например, М. Жданко, генерал, начальник Гидрографической экспедиции Восточного океана. В 1910 году директор Владивостокского коммерческого училища Е. Луценко обратился к нему с просьбой разрешить ученикам старших классов посетить судно «Охотск» с экскурсией. Генерал не только согласился, но и пригласил юношей принять участие в выходе «Охотска» в Уссурийский и Амурский заливы. Директор училища в благодарственном письме в газету «Далекая окраина» писал: «Такое ознакомление может послужить отличным, ничем не заменимым введением в курс физической географии и биологии моря. М.Е. Жданко пошел навстречу всем нашим желаниям, взяв на себя лично труд ознакомления учащихся с приборами непосредственно в работе на море во время их испытания. Благодаря такому исключительному вниманию генерала Жданко наши учащиеся смогли провести чрезвычайно поучительный и интересный учебный день. Они познакомились с устройством и употреблением глубинных термометров различных систем, батометров, лага, лотов, ареометров, корабельных компасов. Все это налагает на меня приятный долг горячо благодарить М.Е. Жданко за высокую пользу и удовольствие, доставленные и учащимся, и их руководителям. Воспоминание об этой экспедиции не изгладятся из памяти учащихся, как и чувство благодарности к просвещенным друзьям молодежи М. Е. Жданко и его сотрудникам».