И нет у нас другого
Зачем нам День русского языка?
Нет никаких сомнений, что День русского языка отмечаться может и должен именно сегодня, 6 июня, в день рождения Пушкина.Празднику всего год, но я от души надеюсь, что он приживется в России и станет важной частью ее культурного пространства. Пушкин – то немногое, что нас – жителей когдатошнего СССР – все еще объединяет. И что – кто? – лучше, чем Пушкин, может заставить человека, говорящего на русском языке, задуматься над тем, собственно, можно ли назвать то, на чем он говорит, русским языком.Акция «Тотальный диктант», которая в этом году прошла в том числе и во Владивостоке, показала, что в принципе в нашем обществе – как и в любой школе – есть и троечники, и отличников немало найдется. Но эта акция рассчитана на добровольцев, и вряд ли пойдут добровольно писать диктант те, кто в собственных блогах в Интернете или на форумах пишет примерно так: «Типо вчира был на пикнике шашлык ваще крута пожарили упились и сонце жарило даже згорел не знаю», активно перемежая это все смачным матом. Но даже в матах они умудряются делать ошибки… Подобный стиль письма и уровень знания языка демонстрируют и женщины, и мужчины, и дети, и подростки. И каждый находит своей безграмотности оправдание.В этом году все активнее говорят о необходимости усложнения экзамена по русскому языку для тех, кто хочет получить гражданство России, и о введении экзамена для тех, кто хочет просто работать в нашей стране. Возможно, это и правда необходимо. Хотя тот же опыт США показывает, что главное не в том, насколько хорошо знает язык человек, собирающийся жить в этой стране. Главное в том, готов ли он воспитывать себя и своих детей в традициях новой родины и в осознании того, что язык этой родины отныне им родной. Вот что важно.Сегодня в наших школах немало детишек со смуглой кожей. Пообщавшись с педагогами из нескольких школ, сделала вывод: есть семьи, изо всех сил старающиеся вписаться в жизнь (и дети из таких семей успевают по русскому языку на «хорошо» и даже «отлично», читают подчас даже больше русских сверстников), а есть те, кто – и это тоже показывает печальный опыт Франции и Германии – намерен жить хоть и в новой стране, но по своим законам… И вот здесь властям – и не только им – предстоит очень много работы. Мы видим, на какие грабли наступает Европа, сумеем ли мы эти грабли обойти? Я вот думаю, что в этом нам, между прочим, может помочь… Пушкин. Ритм его поэзии, мера его таланта. Он действительно близок и «тунгусу дикому, и другу степей калмыку»… Надо только осознать, какое богатство в наших руках.А еще стоит задуматься над тем, как мы распоряжаемся богатством: как часто издается Пушкин – для детей, в полном собрании сочинений или в виде избранного, как часто его стихи читают по радио или телевидению хорошие актеры; есть смысл подумать и над тем, что мы делаем с другим нашим богатством – русским языком. С другой стороны, мысль о том, что русский язык может попасть в лапы реформаторов от образования, которые и так разрушили все, что могли и что было хорошего, заставляет содрогнуться. И начинаешь думать: да лучше уж все оставить так, как есть. И понадеяться на удивительную способность языка самоочищаться, отторгать ненужное и впитывать полезное.
Автор:
Евгений СИДОРОВ