Приморье отправит беркута за нефтью

В порту Восточном торжественно завершили строительство основания нефтегазодобывающей платформы

29 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3141 от 29 май 2012
2ed14f59e8c414217d7f79719aef16d2.JPG

Пока огромная конструкция стоит в сухом доке, но уже 1 июня три мощных морских буксира потянут ее к месту постоянной дислокации. Бетонного монстра весом примерно 160 тысяч тонн проведут через все Японское море, пролив Лаперуза и далее по Охотскому морю к восточному побережью острова Сахалин.Основание гравитационного типа (ОГТ) – именно так называется нижняя часть платформы «Беркут» – будет работать на месторождении Аркутун-Даги, последний из трех, входящих в один из самых крупных проектов с иностранными инвестициями в России – «Сахалин1». Несмотря на то что глава Сахалинской области Александр Хорошавин очень настаивал на строительстве ОГТ на своей территории, заказчик проекта – Exxon Neftegas LTD и генеральный подрядчик – норвежская компания Kverner остановили свой выбор на площадке в Приморском крае. Ею стал сухой док в порту Восточном в поселке Врангель. Оказалось, только он мог вместить конструкцию такого размера. Напомним, что ОГТ представляет собой прямоугольник 133х100х14 метров, на котором расположены в строгом соответствии с проектом четыре шахты круглого сечения высотой более 40 метров. Все сделано из бетона особой прочности и усилено арматурой, поскольку будет служить опорой непосредственно для самой нефтегазовой платформы. Снаружи кажется, что сооружение – сплошной монолит из бетона, но это не так. Конструкция полая, и внутри ее – километры различных труб и коммуникаций дистанционного управления.Бетон как для космоса …К работам в порту Восточном приступили в 2009 году. Рядом с сухим доком построили два бетонных завода. С особой тщательностью строители подошли к составлению бетона – его состав разрабатывали с привлечением ученых из Санкт-Петербурга. Сооружение из бетона должно по расчетам проработать в суровых условиях Охотского моря не менее 40 лет. При этом выдерживать низкую, до минус 44 градусов температуру, сумасшедшие ветра, скорость которых недостижима для многих автомобилей – 160 км/час, напоры льда толщиной до двух метров или удары волн, высота которых в штормовую погоду достигает 1316 метров. Примечательно, что высокопрочный бетон, требования к которому скорее космические, нежели земные, делали из местных материалов. Песок для смеси везли из Новошахтинского, гравий также брали с приморских месторождений. Цемент поставлял завод «Спасскцемент», арматуру – предприятие «Амурметалл» из Комсомольска­-на-Амуре. Прежде чем развернуть работы в сухом доке, изготовили бетонный шаблон – часть шахты в масштабе 1:1. На ней обучали персонал, тестировали варианты решения проблем, пробовали разные технологические методы. Например, таким образом подобрали оптимальный способ заливки бетона, схему укладки арматуры. В этом проекте впервые в России и мире был сделан противоледовый пояс из цемента. Его хорошо видно на светлом фоне башен – каждую из них опоясывает темное полутораметровое «кольцо», предусмотренное для защиты от натиска льдов. Раньше защитный пояс делали из металла, но льдины быстро его разрывали. Решили сделать из бетона, но уже «замешанного» на специальном цементе. Подходящий по параметрам нашли только в Германии. Образец из каждой партии бетона подвергали жестким испытаниям на прочность в независимых лабораториях. Обо всем этом многочисленной группе журналистов, приехавших в Восточный из Москвы, с Сахалина, из Хабаровска, Находки и Владивостока рассказал руководитель проекта строительства ОГТ Билл Хиллнер. Один из столичных коллег, работающий в известном деловом издании, впечатленный масштабом работ, подобрал несколько бетонных цилиндров – образцов бетона. То ли на память, то ли решил в столице лично проверить и убедиться в их неземном качестве… Ну а мы верим Биллу Хиллнеру на слово. Ему довелось поработать на многих объектах, разбросанных по всему миру, но такой проект – первый. Билл строил морские платформы, нефтеперерабатывающие заводы, плавучие станции по бурению, подготовке и транспортировке углеводородов. Так что ему есть с чем сравнить. По его словам, при постройке основания платформы были сложности, как и на любой стройке, – и организационные, и технические. Но самым тяжелым было очень точно выдерживать посадочные размеры, предохранять бетон от растрескивания. Билл так и выразился: veryveryvery hard (очень-­очень тяжело – англ.)Можем сделать в срок, не вылезая из бюджета На торжествах по случаю окончания строительства отмечалось, что свыше четырех тысяч человек приняли участие в разработке проекта и его реализации. При этом участие российских специалистов и использование отечественных материалов составили примерно 90 процентов от общего объема работ. Заместитель полномочного представителя президента РФ в ДВФО Александр Левинталь обратил внимание, что в создании проекта участвовали 44 фирмы из Норвегии, США, Австралии, Финляндии, России. Из них 37 – это дальневосточные компании. – То, что наши предприятия участвуют в крупных мировых проектах, говорит о большом производственном потенциале региона, – заявил Александр Левинталь. Президент компании Exxon Mobil Russia Гленн Уоллер заявил, что это одна из самых крупных платформ, при строительстве которой обошлось без аварийных и опасных прецедентов. Он также отметил, что проект был завершен в срок и в рамках оговоренного бюджета. – Мы не могли и желать большего, поэтому очень гордимся проектом,– сказал Гленн Уоллер. Первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров обратил внимание, что на строительстве платформы было задействовано более тысячи приморских специалистов. – Успешный высокотехнологичный проект с участием транснациональных партнеров был реализован именно на территории Приморья, и мы говорим «добро пожаловать» всем, кто намерен сотрудничать с нами, инвестировать в Приморье, – заявил Сергей Сидоров. – Мы будем оказывать инвесторам всяческое содействие. Это не просто слова – в администрации края уже разрабатывается специальная программа.Кингстоны откроют через две недели. Уже на Сахалине 25 мая под звон корабельной рынды ВИП-персоны перерезали красные ленточки, символически открыв выход из дока построенной опоры нефтегазодобывающей платформы. Сам вывод бетонного строения – технически очень сложное и долгое по времени мероприятие. Его назначили на 1 июня. В этот день насосы откачают 56 тысяч м3 забортной воды, и бетонный монолит поднимется на поверхность воды. Буксиры выведут его на рейд, где он простоит сутки, а затем три буксира морского класса транспортируют ОГТ к месторождению Аркутун-Даги. Как обещают авторы проекта, печальная судьба буровой платформы «Кольская», затонувшей в Охотском море в декабре прошлого года, «Беркуту» не грозит. – «Кольская» – совсем другая платформа и другой проект, – заметил ведущий инженер проекта Константин Кузьмичев. – При буксировке присутствие людей на платформе не предусмотрено. Да и сезоны разные – там был декабрь, сейчас лето. Шторм, который возможен в этот сезон на всем протяжении маршрута доставки платформы, случается раз в 10 лет. Две недели продлится транспортировка, и по прибытии на шельф Сахалина бетонное основание платформы будет установлено на морском грунте и закреплено при помощи сложной конструкции – стальной юбки. Кстати, над ней трудились также приморцы – сварщики ОАО «Дальзавод». Отменное качество их работы было особо отмечено на торжествах по случаю окончания строительства ОГТ. Все, что необходимо для установки опоры платформы на точку, находится на ней самой. Притопление ОГТ произойдет в автоматическом режиме. На самом основании пребывание людей не предусмотрено, но на одном из буксиров будет находиться оператор, который с помощью дистанционного управления откроет кингстонные клапаны, балластные цистерны заполнятся забортной водой, и ОГТ погрузится в воду в расчетной точке примерно на 33 метра. В следующем году на четыре бетонные шахты основания установят верхний модуль платформы, возвышающийся более чем на 20 метров над уровнем моря. Тут разместятся буровая установка, технологическое оборудование, жилые помещения, различные коммуникации. Верхнее строение сейчас изготавливают в Южной Корее, на вервях компании «ДЭУ». Когда на ОГТ установят верхний модуль платформы, «Беркут» станет самой крупной морской нефтедобывающей платформой в России и войдет в десятку крупнейших в мире. Начало бурения первой скважины назначено на 2013 год с тем, чтобы уже в 2014 году получить первую нефть с Аркутун-Даги, третьего месторождения проекта «Сахалин1».

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»