Федеральные трансферты: на зарплату или на топливо?
На начало февраля долги по зарплате учителям, врачам, библиотекарям и прочим бюджетникам Приморья составили почти 211 миллиардов старых рублей. Государство встревожено, а люди так просто в отчаянии.
На начало февраля долги по зарплате учителям, врачам, библиотекарям и прочим бюджетникам Приморья составили почти 211 миллиардов старых рублей. Государство встревожено, а люди так просто в отчаянии.
Комментируя эту ситуацию, губернатор края Евгений Наздратенко сказал: “В конце прошлого года правительство бодро отрапортовало о том, что погасило все долги. Однако Приморью были выделены средства только на зарплату врачам и учителям. И то только по ноябрь прошлого года. Но есть еще “оборонка”, есть долги перед энергетиками и угольщиками. Меня очень беспокоит решение этого вопроса. Правительство переводит этот вопрос в сферу политическую, сваливая вину на неугодных губернаторов”.
В самом деле, перед новым годом правительство сообщило, что полностью покрыло свои долги перед краем и более того, выделило бюджетные ссуды. Уведомление о том, что деньги отправлены в Приморье, было получено в краевой администрации 30 декабря. Наздратенко своим распоряжением приказал распределить 180 миллиардов рублей между районами края для выплаты долгов по зарплате бюджетникам и сделал оптимистическое заявление по телевидению.
Однако критики краевой администрации утверждают, что делить нужно было не 180 миллиардов, а 150, потому что 30 миллиардов из этой суммы прямым правительственным поручением предназначались для Уссурийска.
Представитель пресс-службы администрации края пояснил, что скорее всего это произошло потому, что пояснение к платежке с выделением Уссурийска отдельной строкой запоздало и пришло тогда, когда деньги уже были распределены. Может быть, и так. Но в краевой администрации не могли не знать о подобном целевом выделении денег Уссурийску, потому что ходатайства об этих 30 миллиардах подписывали первые вице-губернаторы края В. Дубинин и Н. Садомский.
15 января администрация распределяет еще 42,5 миллиарда рублей трансферта. Из них на заготовку топлива выделено 13 миллиардов рублей.
23 января поделили еще один трансферт в 132 миллиарда, из него опять были выделены деньги на топливо - еще 10 миллиардов рублей.
27 января из трансферта в 50 миллиардов было выделено 3 миллиарда на закупку инсулина и еще 5 миллиардов на топливо.
Таким образом, из 224,5 миллиарда рублей 31 был потрачен вовсе не на погашение зарплаты бюджетникам. Как сообщили в офисе представителя президента, только деньги на инсулин были выделены после согласования с Кондратовым.
Это очень существенная деталь, потому что в декабре прошлого года губернатор края Е. Наздратенко отправил в правительство следующее сообщение: “Представителем президента В. Кондратовым не налажен контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных из федерального бюджета Владивостоку. Это привело к тому, что поступающие в городской бюджет средства расходуются не на выплату заработной платы бюджетникам, а на дорогостоящие строительные работы”.
Однако представители мэрии Владивостока упорно утверждают, что никаких трансфертов город не получал, да и не должен был, поэтому неясно, о каких финансовых средствах говорит Наздратенко. Кроме того, представитель президента В. Кондратов, может быть, и не исполняет весь спектр своих “дополнительных полномочий”, возложенных на него президентом, но контролировать распределение федеральных средств старается. И сам Наздратенко в интервью нашей газете отмечал, что Кондратов не соглашался на покупку топлива за счет денег, предназначенных на другие цели. Видимо, поэтому с ним и предпочитают не советоваться по этому поводу.
Жизнь загоняет нас в неразрешимые ситуации: что лучше - жить в тепле, но голодным или в холоде, но сытым?
Как объяснить учителю приморского городка, что он не получил зарплату потому, что на его деньги было закуплено топливо? Благие цели - важное дело, но почему за мой счет, а не за счет зарплаты, допустим, сотрудников аппарата краевой администрации, может спросить тот же учитель.
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИй, "Владивосток"